Говорить с мошенниками – к бедности. Как злоумышленники обводят жертву вокруг пальца?

фото Похищение денег у пенсионерки

Эту примету нашим читателям стоит запомнить крепче, чем стандартные – с черной кошкой или просыпавшейся солью, потому что лучший разговор с мошенниками – тот, который не состоялся, считают сотрудники МВД, банковской системы и юные активисты из Проектной школы МГТУ, сообщает “МР-инфо”.

Бесплатный сыр – в мышеловке

Как рассказала руководитель пресс-службы Управления МВД по Магнитогорску Мария МОРЩАКИНА, более полутора тысяч жителей Магнитогорска стали жертвами мошенников в 2021 году – и это только те, кто обратился в полицию. Ущерб от хищений исчисляется десятками миллионов рублей. За январь 2022-го к ним присоединились более 80 человек. Как говорит статистика Банка России, за 9 месяцев 2021 года жулики переложили из карманов россиян в свой более 9 миллиардов рублей.

Раскрываемость таких преступлений в Магнитогорске составляет порядка 30% – как правило, мошенники настраивают свою жертву не обращаться в полицию, и о том, что его обманули, человек может догадаться только тогда, когда уже нет возможности раскрыть преступление по горячим следам. Злоумышленники часто находятся в других городах. Сотрудники специального подразделения уголовного розыска УМВД по г. Магнитогорску практически еженедельно выезжают в командировки в различные города и выявляют преступников, залезавших в карманы магнитогорцев. 

Мошенники – отличные психологи, они не только изобретают новые уловки, но и не забывают старые. Так, в конце января был буквально шквал звонков пенсионерам на городские телефоны по старой схеме: «Мама, я попал в ДТП, нужны деньги». На эту удочку попалось немало челябинцев, а вот 86-летней жительнице Магнитогорска повезло больше: она оперативно перезвонила своему родственнику и выяснила, что от его имени с нее пытались вытребовать 800 тысяч преступники. 

– Очень хочется, чтобы молодые магнитогорцы донесли до своих пожилых бабушек, дедушек, родителей, что прежде, чем отдавать деньги, нужно сначала связаться с близкими и все выяснить, – констатировала Мария Морщакина.

Чтобы быть максимально убедительными, преступники используют подменные номера, идентичные номерам банков и силовых структур. Обращаясь к жертве, они предлагают зайти на сайт банка или отдела УМВД и убедиться, что они звонят именно с этого номера. Но даже в этом случае верить нельзя. Так, жительница Магнитогорска оформила на себя пять кредитов на общую сумму более миллиона рублей, свято веря, что участвует в «спецоперации по поимке мошенников», которую якобы организовали силовые структуры. Теперь ей придется выплачивать все кредиты со своей невысокой зарплаты. А началось все с банального звонка: «У вас на сайте Госуслуг изменился привязанный к аккаунту телефонный номер…». Главное – завладеть вашим вниманием, а уже потом вас смогут убедить в чем угодно. 

– Чтобы не стать жертвой мошенников, нужно прекратить разговор, а если такая ситуация все же произошла, нужно сразу же обращаться в полицию, – резюмирует Мария Морщакина. – Ни в коем случае нельзя удалять переписку с мошенником, если она происходила в мессенджерах или соцсетях, она поможет выявить преступника. В соответствии с законодательством, операторы эту переписку хранят, но на запросы может понадобиться довольно много времени.

На удочку мошенников попадаются не только пожилые люди, но и молодежь. Не так давно в полицию обратилась 24-летняя женщина. Ей требовалось улучшить кредитную историю, так как банк не давал ей кредит на 100 тысяч рублей. В сети Интернет она нашла подходящее объявление, девушке перезвонил «персональный менеджер», который обещал помочь за процент от нужной суммы. Жертва перевела «менеджеру» 9,5 тысяч рублей, а кредитная история ее осталась прежней.

Главное – профилактика

Руководитель общественной организации «Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг»и заместитель председателя Общественной палаты Магнитогорска Елена ФАСАХОВА отметила, что обе эти организации много лет занимаются решением проблемы финансового мошенничества, так как люди, запуганные или одураченные преступниками, часто не доходят до полиции, но обращаются именно к общественникам.

Основной задачей она назвала профилактику таких преступлений: организации регулярно проводят семинары, встречи со школьниками и пенсионерами, рабочими и студентами, рассказывают о распространенных схемах обмана, способах защиты от мошенничества, правовых методах решения данных ситуаций, изготавливают и распространяют листовки и буклеты.

– На сегодня судебная практика не в пользу потребителя, – с сожалением отмечает Елена Фасахова. – Если гражданин сам передал данные финансовому мошеннику: сvv-коды, номер карты либо персональные данные, суды встают на сторону кредитных организаций, говоря, что в момент заключения договора на банковское обслуживание клиента предупреждали об этом и сам допустил ошибку. Возбужденные уголовные дела часто заканчиваются ничем: все кредиты, которые граждане оформляют по настоянию мошенников, ложатся на их же доверчивые плечи. 

Поэтому если вам поступил звонок от «сотрудника» банка, МВД или госорганов, например, Пенсионного фонда, который начинает интересоваться вашими вкладами и личными данными, самое лучшее, что вы можете сделать – повесить трубку и занести номер звонящего в серный список.

Еще один любимый способ «развода» – навязывание услуг. Если вас приглашают на массаж, омолаживающие процедуры, на презентацию или дегустацию – помните, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Оттуда вы скорее всего выйдете с приобретенными втридорога, в кредит на кабальных условиях, совершенно вам не нужными «чемоданчиками красоты», медицинскими квазиприборами, абонементами на процедуры. Может быть вы не сможете отказаться в силу своей скромности, а может и потому, что в вежливо предложенном чае будет наркотический препарат, но возвращать деньги за навязанные услуги и товары придется через суд, и то не факт, что получится. Поэтому способ взаимодействия тот же: не раздумывая, вешайте трубку!

А может быть вы считаете себя специалистом по фондовому рынку? Смотрите, как бы ваши инвестиции под большие проценты не стали основанием для чьей-то «пирамиды». Эта технология мошенничества успешно работает с 1990-х по сегодняшний день.

– Для борьбы с финансовым мошенничеством сегодня необходимо усилить работу правозащитных организаций, взаимодействие с правоохранительными органами, кредитными организациями, СМИ по информированию граждан о распространенных схемах обмана и поведению в этих случаях, – считает Елена Фасахова. – Но наиболее эффективным было бы создать законодательный механизм, который бы обезопасил граждан от сомнительных финансовых операций.

Являясь членом Экспертного совета Банка России, Елена Фасахова участвует в подготовке законопроекта по использованию механизма двойной верификации финансовых операций. Потребитель может подать в банк заявление о том, что любые финансовые операции на сумму больше 1000 рублей: переводы, оформление кредитных сделок, должны согласовываться с доверенным им лицом – родственником или знакомым. При операциях сомнительного характера кредитная организация обязана связаться с доверенным лицом, чтобы подтвердить сделку. В ближайшее время законопроект будет внесен на рассмотрение в Государственную думу.

Бороться с мошенниками помогает молодежь. Студенты Магнитогорского педагогического колледжа разработали листовки, в которых рассказывается о наиболее часто встречающихся мошеннических схемах и методах противодействия. Ребята из Проектной школы МГТУ под руководством преподавателя Юлии МАЗНИНОЙ в рамках курса по разработке веб-приложений создали электронного помощника – чат-бота на платформе популярной социальной сети «ВКонтакте». Юные программисты собрали в своем приложении все известные случаи мошенничества, и эта база данных будет продолжать обновляться.

Exit mobile version