Править «тройкой»

Президент Медведев на состоявшемся в Магнитогорске заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики страны обозначил вехи инновационного пути России. Наш сегодняшний собеседник – доктор технических наук, профессор Борис Никифоров.

– В мировой практике широко применяется наиболее перспективный путь решения проблемы технического обеспечения большинства отраслей народного хозяйства – создание в регионах мощной инновационной инфраструктуры, внедрение и коммерциализация научно-технических достижений в различные отрасли народного хозяйства. Успех зависит от двух моментов – финансирования и обеспечения квалифицированными кадрами. Проблема с научными кадрами может быть решена за счет использования преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов двух магнитогорских университетов: классического (МаГУ) и технического (МГТУ) и производственников, тяготеющих к научно-исследовательской работе.
Необходимы внедрение науки в образовательный процесс и создание при университетах внедренческих структур, работающих в тесном контакте с предприятиями. То есть взять на вооружение западные модели, когда вокруг вуза создается окружение из наукоемких фирм, основанных выпускниками.
– По каким, на ваш взгляд, причинам Россия отстает от научно-технического уровня зарубежных стран?
– Многолетнее отставание происходит из-за неправильной организации научно-производственной сферы деятельности в нашей стране. Значительная часть средств федерального бюджета, выделяемая на научные исследования, расходуется на «базовое» финансирование, содержание подведомственных научно-исследовательских учреждений, а не на финансирование конкретных исследований. Средства выделяются организации на поддержание ее работы исходя из прошлогодней штатной численности. Так финансируется большинство академических институтов.
Работу высших учебных заведений по хозяйственным договорам с предприятиями можно рассматривать как поддержку своих учебных заведений, которые финансируются по остаточному принципу и в которых учатся их дети. Обычно такие научные исследования заканчиваются бумажными результатами.
Вторая, не менее важная причина нашего отставания связана с отсутствием в нашей стране инновационной инфраструктуры. У нас некому внедрять новейшие разработки в производство. Ученых вузов, академических структур производственники к себе не пустят на предприятия. Какой им резон терять производство и внедрять чужие изобретения? Дело это хлопотное и затратное. Поэтому внедряются только те новшества, к которым производственники имеют какое-либо отношение. Следствие – такой невнушительный среднестатический результат: 10 процентов из 100 новшеств. В 2010 году ученые активизировались, а внедрять пока некому – результат: два процента из 100.
– Как же следует поступить?
– Западный опыт показывает, что фундаментальная наука должна быть сосредоточена в основном в университетах, и это совершенно естественно. Там осуществляется подготовка специалистов, ученых разного уровня – от докторов наук до студентов, есть оборудование, площади, то есть все для организации и проведения научных исследований. Что может быть лучше подготовки специалистов на конкретных результатах научных исследований, в которых они сами принимали участие? Это позволяет расходовать «базовое финансирование» не на содержание подведомственных научно-исследовательских учреждений, а на конкретные научно-исследовательские разработки. Необходимо также использовать опыт передовых стран по внедрению научных достижений, то есть созданию инновационных инфраструктур. Пока в этом направлении у нас нет ощутимых результатов. Можно надеяться, что высвободившиеся при закрытии академических структур средства будут направлены в университеты. Вероятно, поэтому в стране создаются федеральные университеты, укрепляется их материальная база, чтобы они могли выделенные на фундаментальную науку средства использовать по назначению.
Главным элементом инновационной инфраструктуры должен быть внедренческий центр, созданный в промышленной зоне региона, назначение которого – изготовление промышленных образцов нового оборудования, внедрение новшеств на действующих предприятиях, создание условий для организации наукоемкого бизнеса, т.е. размещение малых предприятий, производящих перспективную продукцию на основе достижений науки и техники. В мире такие центры называются технопарками. Международная практика показала, что наиболее успешно работают технопарки, организованные муниципалитетами. К работе технопарка необходимо подключать образовательные, научные учреждения, производственные предприятия. Все они в большей или в меньшей мере под администрацией города. Главное, что региональное и федеральное финансирование технопарков оформляется тоже через администрацию города. Городу нужен внедренческий плацдарм в промышленной зоне. Возглавить деятельность инновационной инфраструктуры должна администрация города. В состав участников технопарка обязательно нужно включить оба университета.
– Механизм образования городского технопарка – это тема отдельного разговора. Какова будет его эффективность? И как эта структура сможет помочь городу стать многопрофильным?
– Поскольку вся экономика города определяется успешной работой комбината, необходимо посмотреть на отрасли, которые используют в качестве сырья металлопродукцию. Прежде всего, это метизное производство. В стране, особенно в нашем университете, имеющем кафедру метизного производства, достаточное количество созданных новшеств, внедрение которых существенно повысило бы качество метизов и снизило расходы на их производство.
Второе серьезное направление развития нашего города – это машиностроение. В большом количестве быстро изнашиваемые детали и узлы Магнитогорский металлургический комбинат приобретает на стороне или за рубежом. В городе много «фирмочек», малых предприятий, которые научились изготавливать несложные узлы, в том числе и импортозаменяемые. Но необходимо, чтобы они работали над своими конструкциями, защищенными патентами.
Вероятно, есть смысл пригласить названные «фирмочки» в качестве СИДов – субъектов инновационной деятельности – в технопарк с целью использования их оборудования и базы для выполнения заказов технопарка. В этом случае они приобретают статус СИДов и получают предусмотренные нашим законодательством льготы, а мы создаем в городе машиностроительный комплекс и загружаем их.
Ближайшая задача – перевести на город изготовление всего ассортимента заменяемых деталей, узлов, получаемых из других регионов и из-за рубежа. В перспективе – расширить и укрепить проектно-конструкторский отдел, машиностроительный комплекс технопарка, создать в технопарке субъекты инновационной деятельности по энергетике, электронике, гидравлике, пневматике… Кроме того, в свободное от внедрения время они бы могли по договорам с предприятиями заниматься контролем износа механического оборудования, профилактикой и восстановлением его.
В регионе многих, особенно крупных, собственников волнует вопрос, кто будет финансировать инновационную деятельность. Есть опасение, что правительство России постарается «сбросить» эту обязанность на них. Однако обстановка в стране меняется. Фундаментальная составляющая будет финансироваться из федерального и регионального бюджетов, а внедрение – предприятиями, осуществляющими его. Они получают прибыль от успешного внедрения научно-технических достижений в свое производство. Я бы добавил немного символики. Россию из многих бед вытаскивала тройка могучих лошадей. В нашем вопросе три тесно взаимосвязанные составляющие: образование, наука, производство.
Новые перспективные образцы оборудования в металлургии, да и в других отраслях народного хозяйства, получить очень сложно…
– Чтобы получить современное оборудование на уровне мировых стандартов, необходимо создать очень серьезное техническое задание. Сделать это, соответственно, могут только технологи, имеющие солидный опыт работы на этом производстве, вместе с учеными. Заказчики здесь, на месте. Где, как не в Магнитогорске, создавать горное, металлургическое и другое оборудование?
Большой объем работы ожидает и классический университет (МаГУ). Одним из перспективнейших направлений инновационной деятельности на Урале является производство лекарств, парфюмерии, красителей, эмульсий, смазок, упаковочных материалов в основном из местного сырья.
Широкое поле наукоемкой деятельности в городе – разработка и производство новых, перспективных строительных материалов, конструкций, железобетонных изделий из отходов горного и металлургического производства. Заделы по этим направлениям тоже есть. Нужны промышленные испытания, освоение их производств и внедрение.
Главное условие успешного решения этих вопросов – это скорейший переход экономики региона на инновационный путь развития, создание инновационной инфраструктуры и необходимых условий для развития наукоемкого бизнеса.
– И каков же вывод?
– Из анализа причин нашего отставания можно сделать вывод, что наука без образования развиваться не может. Без подготовленных, образованных специалистов некому заниматься научной деятельностью. С другой стороны, подготовленные кадры могут быть получены только на основе современных достижений науки и техники. Создав еще в советские времена академические структуры и НИИ, мы разделили эти две сферы деятельности и получили то, что сейчас имеем. С другой стороны, этот дуэт совершенно бесполезен без создания системы успешного внедрения научно-технических достижений в производство, т.е. инновационной инфраструктуры.
Общеизвестно, что самым прибыльным и эффективным бизнесом является научная деятельность, а внедрение результатов этой деятельности значительно рентабельнее. Поэтому в Магнитогорске обязательно должна быть структура, которая бы постоянно работала над внедрением и коммерциализацией собственных и отечественных разработок, технологий, оборудования, лицензий, ноу-хау по лицензионным договорам.

Exit mobile version