По упрощённому варианту. Многим, однако, одного аргумента не достаточно

Выдача свидетельств о регистрации права собственности на недвижимое имущество прекращена в России с 15 июля.

Выписку, подтверждающую регистрацию прав, любой желающий может заказать на сайте Росреестра как в электронном, так и в бумажном виде. Многим, однако, одного аргумента не достаточно.

Они хотят знать, как будут работать новые изменения в законе, как обращаться с выданными документами, и вообще с какой целью опять внедряют новую систему? В формате «прямой линии» нашим читателям давал разъяснения государственный регистратор, ведущий специалист Магнитогорского отдела Росреестра Павел ВАСИЛЕНКО.

Алевтина КУСЯКОВА, домохозяйка:

– А что теперь делать со старыми «бумажками», будут ли действительны ранее выданные свидетельства, и нужно ли их менять?

– Согласно федеральному законодательству права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего закона, признаются юридически действительными. Соответственно, ранее выданные свидетельства тоже действительны и замены не требуют. Государственная регистрация прав, возникшая до вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав…», проводится по желанию правообладателя. Договоры и иные документы, зарегистрированные в бюро технической инвентаризации – БТИ, подлежат регистрации в Росреестре по желанию собственников.

– Спасибо, понятно. Однако хотелось бы уточнить, как вообще выглядит эта новая справка, что представляет собой выписка из ЕГРП?

– Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой машинописный документ, оформленный на белом листе формата А4. Текст состоит из названия «Выписка из Единого…», даты выдачи, краткого описания объекта недвижимости с указанием кадастрового номера такого объекта, правообладателя, вида, номера и даты госрегистрации права, документа-основания и сведений об ограничениях. Документ подписывается государственным регистратором, фамилия которого указана в конце выписки, скрепляется гербовой печатью.

Евгений ПЕТРОВЫХ, предприниматель:

– Поменяется ли процедура регистрации права собственности после отмены свидетельств?

– Нет, никаких изменений процедура регистрации не претерпит, все останется по-прежнему.

Анастасия ПЕРЕВЕРЗЕВА, педагог:

– Хотелось бы полной определенности вплоть до мелочей. К примеру, как надо правильно понимать: после объявленного нововведения, оставаясь собственником, я теперь должна буду обращаться за выпиской всякий раз, когда какая-либо инстанция потребует от меня документ о регистрации права собственности?

– Начнем с того, что ныне в целях упрощения получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг законодательством вводится обязанность государственных органов запрашивать необходимую информацию в иных органах, а не требовать документы, содержащие такие сведения, от потребителей государственных услуг. Эта система запросов между органами государственной власти называется информационным взаимодействием. Одним из инструментов такого взаимодействия является доступ к базовым государственным реестрам и регистрам. Важно знать о том, что специальным постановлением правительства РФ «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде» утверждены требования к порядку формирования, актуализации и использования базовых государственных информационных ресурсов, а также Правила формирования и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов. К уполномоченным органам относятся субъекты, оказывающие государственные услуги – Росреестр, Федеральная налоговая служба – ФНС, Федеральная миграционная служба – ФМС России и другие. Благодаря такой системе в случае изменения содержащихся в базовых государственных информационных ресурсах сведений о правообладателе, которые не влекут за собой переход, прекращение права, изменения в ЕГРП вносятся без заявления правообладателя. Например, физическое лицо – собственник квартиры меняет общегражданский паспорт в связи с утерей. Такими сведениями располагает ФМС России. На основании информации, полученной в результате учета выданных, утраченных и похищенных паспортов гражданина Российской Федерации, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, вносят соответствующие изменения в ЕГРП и уведомляют соответствующего гражданина. В ряде государственных органов, включенных в систему взаимодействия, уже сейчас выписку не требуют. В остальных случаях достаточно иметь при себе оригинал выписки, выданной при проведении государственной регистрации.

Сергей МИНАКОВ, пенсионер:

– Надо ли специально обращаться за выпиской, которая удостоверяет возникновение или переход права собственности на недвижимость?

– Специального обращения за выпиской из ЕГРП не требуется.

– А правда ли, что теперь можно получить выписку в любой точке Российской Федерации, а не только в МФЦ по месту расположения объекта?

– Выписку из ЕГРП об объекте недвижимого имущества, расположенном на территории России, можно получить в любом МФЦ.

Эльмира КАЛУГИНА (вопрос получен по электронной почте «МР»: mr@mr-info.ru):

– Скажите, пожалуйста, как теперь будет оформляться право собственности при получении наследства, покупке и продаже недвижимости?

– В вопросе затронуты три правовых аспекта. Наследство, покупка и продажа недвижимости – это все несколько разные вещи. Наследство, как и прежде, оформляется и регистрируется у нотариуса. Купля-продажа недвижимости, когда она находится в личной собственности гражданина, оформляется и регистрируется в Росреестре. А если речь идет о купле-продаже недвижимости, находящейся в долевой собственности, тогда опять-таки следует обратиться к нотариусу.

P. S. Вообще-то звонки в редакцию «МР» по поводу отмены «зеленки» стали раздаваться задолго до сеанса «прямой линии» – сразу после того, как стало известно о том, что государственная регистрация прав на недвижимость будет удостоверяться только выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Вся информация о собственнике теперь будет храниться в электронном виде и станет доступна по запросу, к примеру, выписки из ЕГРП.

«Согласно законодательству, запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права», – сообщает официальный сайт Росреестра. Именно это ведомство уполномочено регистрировать и выдавать документы о праве собственности на недвижимость. Вместе с тем многие российские граждане, в том числе и позвонившие нам магнитогорцы, опасаются, что с отменой «бумажек» появятся новые виды мошенничества. Что будет, если компьютерная база данных внезапно рухнет в результате кибератаки или просто технического сбоя? А если базу взломают и какие-то записи уничтожат или сфальсифицируют? Эксперты торопятся успокоить собственников: информация защищена гораздо лучше, чем была на бумажных носителях.

Сайт «Вечерний Челябинск» цитирует слова председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Крашенинникова, который заявил, что «система Росреестра обладает многими степенями защиты». Она получила высокие оценки на международном уровне, и парламентарий уверен, что возможности взлома минимальны. Мало того, глава думского комитета заявил, что введение нормы о том, что только запись о государственной регистрации права в ЕГРП является единственным доказательством существования зарегистрированного права, как раз и помогает бороться с мошенниками.

Однако многие из позвонивших в редакцию «МР» признавались, что все равно пока морально не готовы к подобным нововведениям. Ссылаются горожане чаще всего на исключительно психологический фактор. По их мнению, традиционный подход как-то привычнее, роднее. Без «бумажки» человек чувствует себя бесправным. И в этой связи, пожалуй, последним и самым главным гвоздем в гроб бумажных залежей является информация о том, что Росреестр имеет резервные копии. Эти архивы сохраняются и будут храниться не менее тщательно, чем судебные. Кроме того, у собственников всегда на руках останутся документальные подтверждения сделки: договоры купли-продажи, расписки, акты приема-передачи недвижимости, завещания и дарственные. Лишь «зеленка» будет заменена на выписку из ЕГРП, которую, кстати, стараются получать на нынешний момент практически при каждой сделке. Получается, что все это время свидетельства о праве собственности были документами «вторичными», а истинно правоустанавливающие документы находятся как на руках у собственников, так и в архивах Росреестра, у нотариусов, иногда и в судах.

Exit mobile version