Первый раз в ресурсный класс. В Магнитогорске открылся специальный класс для детей с особенностями развития

Площадкой для такого уникального образовательного и самое главное – первого для Магнитогорска опыта – стала школа №20. Директор учебного учреждения Александр БЕРЧЕНКО сразу же поддержал идею создания ресурсного класса. От предложения до воплощения прошло меньше полугода. И уже в середине января первые четыре особых школьника сели за парты уникального класса.

Ресурсный класс стал итогом большой слаженной работы различных ведомств и конкретных людей, заинтересованных в создании такой инклюзивной площадки на территории общеобразовательной школы. По признанию уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области Евгении МАЙОРОВОЙ, идее противостояло множество «но», что могло перечеркнуть все доводы о необходимости такого класса: от отсутствия необходимого опыта до финансовой составляющей. Но огромное стремление преодолело все преграды.

– Магнитогорск – это серьезный город. Сказано – сделано! Еще в мае прошлого года непонятно было, получится что-то из этого или нет. Но заместитель главы города Илья Александрович РАССОХА тогда сказал: «Все, делаем дорожную карту!» И стало очевидно, что результат будет, ‒ рассказала Евгения Майорова. ‒ Конечно, мы не обошлись бы и без финансовой поддержки. Я признательна ПАО «ММК», благотворительному фонду «Металлург», администрации города ‒ это действительно очень большие вложения. Без министерства образования мы бы тоже не обошлись, вы все быстро сделали! И сегодня мы видим, что это все транслировано в индивидуальный подход.

Первый раз в ресурсный класс. В Магнитогорске открылся специальный класс для детей с особенностями развития

Уже после новогодних каникул в Магнитогорске прошло официальное открытие ресурсного класса, на которое пригласили все заинтересованные стороны. Директор школы Александр Берченко провел экскурсию по помещениям и с особенной гордостью показал, чего удалость достичь общими усилиями.

Четыре площадки

Непосредственно перед самим кабинетом для занятий расположена специальная раздевалка, индивидуальные шкафчики ‒ с фотографиями учеников, чтобы детям было легче понимать, где им нужно снять и оставить верхнюю одежду. Помогают справиться с этой задачей тьюторы – помощники и наставники, которые и проводят деток в класс, и сопровождают на протяжении всего учебного процесса. У каждого особенного ученика свой тьютор.

Сам просторный и светлый класс поделен на тематические зоны. Ресурсный учитель Гульнар КАДЫРОВА отметила, что у каждой из них отдельное особое предназначение.

Зона для индивидуальных занятий представлена отдельными партами со всем необходимым. На каждой из них так же, как и на шкафчиках раздевалки, фотографии ребят. И ученик уже не перепутает свое рабочее место. Здесь детки выполняют отдельные задания по индивидуальной программе. Помогают им в этом опять же тьюторы.

Следующая зона состоит из обычных парт. Они предназначены для групповых занятий совместно с другими учениками класса. Такие уроки проводит ресурсный учитель.

‒ Основная цель ‒ чтобы ребенок вышел в норма-класс. Детки социализируются, у них есть возможность общаться со своими сверстниками, ‒ акцентировала внимание педагог.

В дальней части класса расположена зона сенсорной разгрузки.

‒ Это уникальный комплекс, который включает в себя разнообразные качели, туннели, мягкие кресла-мешки. Все это является абсолютно безопасным для ребенка. Мягкие чехлы не дают детям травмироваться во время игры. Наши ученики с расстройством аутистического спектра могут в силу своих особенностей испытывать тревожность, сенсорные перегрузки во время занятий. Им необходим отдых и создание положительного эмоционального фона, ‒ описала все особенности зоны тьютор Анастасия ПУШКАРЕВА.

Отдельного внимания заслуживает сенсорная доска. По сути – это огромный планшет, с которым может работать как учитель, тьютор, так и сами ученики.

– Многофункциональный экран является неотъемлемой частью всех занятий. У детей с расстройством аутистического спектра есть трудности в коммуникации. И как раз благодаря экрану мы можем собирать всех деток вместе на групповые занятия. Это и интерактивные игры, которые используются в образовательных целях. Также дети могут рисовать на экране пальчиками. Можно включать музыкальные композиции, детки вместе со своими тьюторами могут танцевать, это большая разгрузка для них и настройка на работу, ‒ подчеркнула еще одна тьютор Анна ТРЕГУБ.

Особенный подход

Большая часть тьюторов, работающих с детьми ресурсного класса, – это готовящиеся к выпуску студенты – бакалавры кафедры дошкольного образования МГТУ имени Носова. Они уже несколько месяцев работают со своими учениками. Тьюторам необходимо было познакомиться с детьми, узнать их характер, интересы, привычки, научиться взаимодействовать.

О своих подопечных тьюторы рассказывают с улыбкой и теплотой в голосе. Одного из четырех первых учеников зовут Степан.

– Мальчик замечательный, чуточку гиперактивный, но это абсолютно не мешает, – объяснила его наставник Анна Трегуб. ‒ К нему просто нужен особенный поход.

На вопрос: какой – уточнила:

– Иногда нужно быть построже! Если он почувствует, что ты его друг, он будет с тобой взаимодействовать и хорошо работать.

У другого ученика ресурсного класса Константина уже наметились большие успехи в обучении.

‒ Костя – общительный мальчик, сообразительный. Среди всех детей у него необычная форма поощрения. Вместо игрушек и сладостей он предпочитает… буквы. Любит выполнять задания на поиск этих букв, любит их писать, соединять, разукрашивать. Сейчас наша работа сосредоточена на том, чтобы быстрее научиться читать. Он уже сейчас может соединять буквы. И, думаю, в скором времени Костя у нас научится читать, ‒ предположила тьютор Виктория ХАРЧЕНКО.

У тьютора ресурсного класса Елены КОНДРАТЕНКО пока нет «подопечного» ребенка. Девочка, с которой она должна была работать, на данный момент из проекта ушла. Но Елена сказала, что уже в ближайшее время будет другой ученик. Самым сложным в своей работе Елена, клинический психолог по образованию, считает поиск подхода к конкретному особенному ребенку:

‒ Полгода назад, когда я начинала работать тьютором, мне ничего не было понятно, я оказалась в небольшой растерянности. Было сложно понять, какой подход нужен к конкретному ребенку. Они все настолько разные, несмотря на один диагноз. Терпение нужно просто громадное. И конечно же, любовь, душевное участие и отзывчивость со стороны тьютора. Дети это чувствуют. Они улавливают все твои эмоции. Я даже замечала: если сама чем-то расстроена, то дети тоже начинают капризничать, не хотят взаимодействовать.

Школа XXI века

Куратором проекта создания ресурсного класса в Магнитогорске стала руководитель организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета КИРИЛЛОВА. Елизавета – сама мама особенного ребенка, поэтому очень хорошо понимает, насколько необходимо такое развитие. Благодаря ей ресурсный класс появился в Челябинске, следующим стал Магнитогорск. Она поблагодарила учителя ресурсного класса Гульнар Кадырову, которая обошла около 40 магнитогорских школ, где показывала опыт создания подобных классов. И, наконец, получила отклик в школе №20.

‒ Безусловно, здорово, что мы нашли своего директора, такую замечательную двадцатую школу. Дети с особенностями развития будут здесь чувствовать себя комфортно, но самое главное, что для детей обычных здесь тоже открывается огромное количество ресурсов. Потому что невозможно заставить ребенка быть добрым и внимательным и развивать эмоциональный интеллект по книгам и фильмам. Ребенок, взрослея, должен участвовать в добрых делах: оказать помощь однокласснику, который не может завязать шнурок или прочитать ему книгу, ‒ сказала Елизавета Кириллова.

Она подчеркнула, что такие проекты делают и обычных детей более внимательными не только к одноклассникам, но и к своим родным. Поэтому для самой школы появление такого проекта – тоже огромный плюс.

‒ Школа начинает превращаться в ресурсный центр по уровню культуры между школьниками, ‒ добавила Кириллова. ‒ По сути это школа XXI века и большое событие для Магнитогорска.

Главная цель

Детский омбудсмен Евгения Майорова отметила, что для многих детей с аутизмом, с синдромом Дауна такие ресурсные классы – возможность выйти в реальный мир:

‒ То, что мы считаем простым, элементарным, как, например, прогулка, для особенных деток – большая сложность. Они могут выходить на улицу, но «гулять» не умеют. Поэтому это история про жизнь особенных детей. Конечно, очень здорово, что Магнитогорск нашел ресурсы для создания такого класса, очень быстро, слаженно, командной работой.

В продолжение этих слов заместитель главы города Илья Рассоха поделился дальнейшими планами:

‒ Я думаю, это не последний наш ресурсный класс. Теперь у нас есть пример и большой опыт организации таких классов, считаю, будет гораздо проще развиваться в подобном направлении. Очень важно и родительское участие – без этого выстроить такой учебный процесс просто невозможно. Нужно полное включение родителей, только тогда ребенок будет с удовольствием сюда ходить и развиваться. И основная цель тогда будет достигнута. С учетом опыта педагогов и уровня оборудования, которое здесь установлено, в этом нет сомнений.

Самым ценным в таком процессе, конечно же, является результат, которого ждут и родители, и педагоги, и сами дети. Сначала это выход из ресурсного класса в обычный класс, далее – выбор профессии, обучение, трудоустройство и обретение своего места в жизни.

Exit mobile version