Кто дал повод к дворцовым переворотам, какую ошибку допустил Сталин, и какой композитор променял Париж на Москву, рассказывает «МР-инфо».
«Оставить всё…»
Петра I, а точнее его смерть, оставила открытым вопрос о престолонаследии. Дворцовые перевороты были неизбежны. Петр не желал видеть на престоле потомков своего сына, и поэтому издал указ о том, что царь сам назначает наследника престола. И стать таковым может кто угодно. Но Петр скончался, не успев применить закон на практике. Перед кончиной неверною рукой он смог начертать лишь два слова завещания «Оставить всё…». И всё. В итоге престол достался жене Петра, Екатерине I. Между тем вопрос о престолонаследии оставался актуальным; вокруг потенциальных хозяев престола интриговали знатные мужи, стараясь «продвинуть» свою кандидатуру и через нее сохранить влияние на государственные дела. После смерти Екатерины более других преуспел в интриге Александр Меншиков, и императором стал юный внук Петра Великого Петр II. Он взошел на престол двенадцатилетним мальчиком и умер пятнадцати лет от роду, разумеется, не оставив никакого потомства. Да и завещания, впрочем, тоже. Вопрос о наследнике вновь остался открытым. И вот 19 января 1730 года Верховный тайный совет решил пригласить на российский престол Анну Иоанновну, племянницу Петра I, вдову герцога Курляндского. Анна Иоанновна должна была подписать так называемые «кондиции», ограничивающие самодержавную власть и сохраняющие полномочия Тайного совета. Условия-то она подписала, но вступив на престол, тут же их и нарушила, упразднив Верховный тайный совет. Десятилетнее правление Анны Иоанновны было не самым счастливым временем для России, а отсутствие у Петра I прямых наследников весь XVIII век давало повод для государственных переворотов.
Зря выслали
19 января 1929 года по решению политбюро ГПУ выписало ордер на высылку “из пределов СССР” Льва Троцкого. К этому времени обвиненный в контрреволюционной деятельности Троцкий уже год находился в ссылке в Алма-Ате. Эпопея его выдворения из страны началась 22 января: сначала автомобиль, затем сани, потом железная дорога. Принять опального соратника Ленина согласилась лишь Турция, куда Льва Давидовича из Одессы доставил пароход с символичным для него названием “Ильич”. Депортация готовилась в большой тайне. О ней не знали даже многие члены ЦК, включая Надежду Крупскую. Как позднее признавался Сталин, в данном случае была допущена ошибка – не надо было Троцкого высылать за границу: там он стал еще опаснее.
Признанный мастер
19 января 1927 года композитор Сергей Прокофьев, живший в Париже, приехал в первое концертное турне в Советский Союз – впервые с тех пор, как покинул родину после революции. Этой двухмесячной поездке, в которую он отправился с женой, Прокофьев придавал особое значение: он впервые ехал в Россию в качестве признанного мастера, причем не только пианиста-виртуоза, но и исполнителя собственных сочинений. По мнению его сына, это было одно из самых успешных артистических турне в карьере Прокофьева. Нарком просвещения Луначарский предлагал композитору возвратиться окончательно. Кроме творческой программы, Прокофьев хлопотал, но без успеха об освобождении своего арестованного «по дворянской статье» двоюродного брата Раевского. Окончательно Прокофьев вернулся в СССР в 1936 году.