55 лет творческой деятельности отмечает корифей музыкального образования Магнитки.
Еще не начались занятия, а преподавателю Магнитогорской государственной консерватории Людмиле Скрябинской названивают ученики, спрашивают, что им выучить к началу учебного года, на что обратить внимание.
В свои 80 лет она так же переживает за воспитанников, как и 55 лет назад, когда впервые вошла в музыкальный класс в качестве преподавателя. Выбор профессии был предопределен – Людмила родилась в богатой на музыкальные традиции семье. Основоположником династии стал Владимир Бражник, в 1934 году он организовал и возглавил хор металлургов ДКМ имени Маяковского. К пению в хоре Владимир привлек братьев Леонида, Ивана, Александра и сестру Полину. В дальнейшем Леонид и Иван стали солистами ансамбля Уральского военного округа, студентами Гнесинского института и Уральской консерватории, Леонид получил звание народного артиста БССР.
Больших успехов на музыкальном поприще достигли и дети Владимира Бражника, выпускники Магнитогорского музыкального училища. Лариса в настоящее время профессор Казанской консерватории, Евгений – народный артист РФ, лауреат Государственной премии, дирижер «Геликон-оперы» и Московского музыкального тетра имени Станиславского. Полина Бражник-Васенева в годы войны вошла в состав профессионального женского ансамбля под руководством О. Ивановской, окончила Магнитогорское музыкальное училище и пела в местной капелле. Как же было ее дочерям Людмиле и Ольге не пойти по стопам своих талантливых родственников?
После окончания Екатеринбургской консерватории помимо преподавательской деятельности в Магнитогорском музыкальном училище Скрябинская выступала в качестве концертмейстера с академическим хором студентов педагогического института, концертировала в составе трио со скрипачом Львом Рыконтом, виолончелисткой Светланой Ивановой. Но основным делом жизни стали занятия с детьми и молодежью, и здесь примером для нее был народный артист РСФСР Семен Эйдинов, возглавлявший в то время Магнитогорское музучилище. Людмила Михайловна называет выработанные ею правила, которые ведут к успеху учеников:
– Во-первых, все, что написано для музыкальных занятий, я должна попробовать сама, изучать все новые произведения. Во-вторых, необходимо понять личность студента, развивать его наклонности, выбирать выигрышную для него программу. В-третьих, уметь вызывать реакцию зала, чувствовать, на что именно откликнется публика.
Большинство ее выпускников идут по стопам своего учителя, среди них заслуженный артист России профессор МаГК Александр Тетерин, Леонид Писаренко, Наталья Гарань, Татьяна Красильникова, Татьяна Сикерина, Ольга Гвенцадзе, Вера Платонова, Наталья Назарова, заслуженный работник культуры РФ Александр Мордухович и многие другие. Педагог постоянно выставляет своих юных учеников на различные конкурсы и благодарна поддержке ректора МГК Натальи Веремеенко.
– Если родители отдают своего ребенка в класс Людмилы Михайловны, они могут быть на сто процентов уверены в успехе, – говорит о своем учителе лауреат международных конкурсов Ольга ГВЕНЦАДЗЕ. – Это педагог, который точно выстраивает программу, разнопланово подходит к репертуару и не выставляет воспитанника на конкурсы с одними и теми же произведениями. Я не помню случая, чтобы ее ученики хотя бы однажды получили тройку по специальности.
Особая гордость Людмилы Скрябинской – ее нынешняя ученица Яна Левандовская, лауреат международных конкурсов в Праге и Будапеште, принявшая участие в «Летней школе» при ЦЭВД «Камертон», где своим опытом делился с одаренными детьми профессор МГК заслуженный артист России Вениамин Коробов. В апреле следующего года Людмила Михайловна планирует представить свою воспитанницу на одном из международных конкурсов, которые будут проходить в Польше и Италии. Яну Левандовскую приглашали к себе профессора из Екатеринбурга, Казани и Москвы, но она предпочла остаться у Скрябинской.
Людмила Михайловна не любит говорить о личных достижениях, скромно обходит вниманием два своих юбилея, признается, что музыкальные занятия она готова проводить бесплатно, настолько ей нравится заниматься с учениками и видеть результат.