Зачем Екатерина заменила медь бумагой, чего добивались рабочие мирной демонстрацией, и в чем состояло футбольное искусство Игоря Нетто, рассказывает «МР-инфо».
Полтора пуда денег
9 января в 1769 году в России по указу Екатерины II вошли в обращение первые бумажные деньги, так называемые “ассигнации”. Как было отмечено в Указе, вводились они “для улучшения обращения денег, от которого зависело благоденствие народа и цветущее состояние торговли, и дабы отвратить тягость медной монеты, затрудняющий её оборот и перевоз”. И действительно, в то время обыкновенный 25-рублёвый мешок медных денег весил полтора пуда – 24 кг. Можно представить, какие тяготы испытывали получатели таких месячных окладов. Денежная реформа 1769 года приблизила российскую финансовую систему к европейской, в которой бумажные деньги уже были в ходу.
Кровавое воскресенье
Расстрел мирной демонстрации петербургских рабочих, направлявшихся 9 января 1905 года с петицией к царю, превратился в Кровавое воскресенье. Рабочие собирались вручить Николаю II «Петицию о рабочих нуждах». Наряду с экономическими требованиями, петиция включала политические — например, созыв Учредительного собрания. Число жертв трагических событий этого дня составило, по разным оценкам, до 4 тысяч человек. Государь оставил в дневнике запись: «Тяжелый день! В Петербурге произошли серьезные беспорядки вследствие желания рабочих дойти до Зимнего дворца. Войска должны были стрелять в разных местах города, было много убитых и раненых. Господи, как больно и тяжело!» Это было вступление в революцию 1905–1907 годов.
Печать решающего гола
9 января 1930 года родился Игорь Нетто. Верхняя ступень пьедестала почета олимпийского турнира 1956 года в Мельбурне. Игорь Нетто с Кубком Европы 1960 года в руках. Эти кадры знают все. Две великие победы нашего футбола, к которым привел сборную СССР ее капитан. Николай Старостин так описывал его футбольное искусство: ” Игорь предпочитал игру в мелкий перезвон, как именовались быстрые и точные передачи. Но если этого не хватало для победы, то мог ударить и в большой вечевой колокол, единолично с гулом ворваться в чужую оборону и каллиграфическое послание своего мастерства скрепить не только оригинальной подписью, но и гербовой печатью решающего гола…”