О возможностях реализации туристского потенциала города Магнитогорска рассказала начальник управления экономики и инвестиций Динара ХАБИБУЛЛИНА. Подробнее – на “МР-инфо”.
Развитие туризма – комплексная деятельность. Она включает в себя множество направлений.
Это архитектура, комфортная городская среда, сфера культуры, социальные и бизнес проекты, внимание к маломобильным группам населения и информационное продвижение.
Для реализации этих возможностей управление экономики и инвестиций, которому в 2020 году переданы полномочия по развитию туризма, осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка и продвижение проектов в сфере туристской привлекательности; организация мероприятий по реализации туристского потенциала Магнитогорска, участие в туристских выставках, конкурсах и премиях; развитие сообществ туристской привлекательности Магнитогорска в социальных сетях; определение возможных направлений реализации туристского потенциала города Магнитогорска.
Аудиогид и путеводитель
В прошлом году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие туризма в городе Магнитогорске» был разработан аудиогид по исторической части города. Аудиогид – это истории, рассказанные «ожившими памятниками и знаковыми местами Магнитогорска» и записанные профессиональными театральными актерами. Он размещен в открытом доступе на туристском портале. Аудиогид является дополнением к самостоятельным экскурсиям по городу в качестве источника интересной и достоверной информации о легендарной Магнитке.
В 2021 году проведены мероприятия по продвижению аудиогида, – рассказала Динара Хазиахметовна. – Совместно с управлением образования организовали прогулку со школьниками, разместили аудиогид на федеральном портале izi.travel и на других информационных ресурсах в сети Интернет. В продвижении аудиогида взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив, Агентством международного сотрудничества Челябинской области, ПАО «ММК», администрациями муниципальных районов, входящих в Магнитогорскую агломерацию, СМИ.
Для продвижения разработанных туристских продуктов управлением экономики и инвестиций в 2021 году подготовлены и направлены заявки на соискание Всероссийской туристской премии «Маршрут года» – крупной отраслевой награды, присуждаемой за достижения в области создания и развития туристских маршрутов. Всего было подано 445 проектов из 60 регионов России, в том числе два проекта администрации города: «Интерактивный аудиогид по Магнитогорску» в номинации «Лучший онлайн маршрут в городе» и «Путеводитель по Магнитогорску» в номинации «Лучший туристический путеводитель». Оба проекта вышли в финал премии, который состоялся в конце ноября в г. Перми.
В этом году реализуется интересная идея по формированию календаря в стиле советского авангарда, в период развития которого началось строительство нашего города. Также в 2021 году продолжили работу по оптимизации и наполнению сайта туристической привлекательности. Данная работа требует творческого подхода для формирования положительного имиджа города.
Количественные показатели программы выполняются, но, в условиях конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе за туриста, необходимо стремиться к постоянному развитию и предоставлению максимально качественных услуг для иногородних туристов.
Синергия успеха
Второе направление реализации туристского потенциала – участие администрации города в форумах, выставках и конкурсах. Стоит отметить недавно проведенный в нашем городе II Всероссийский форум по развитию промышленного туризма, одним из организаторов которого выступила администрация города. Помимо координации взаимодействия организаторов, администрацией города для участников была подготовлена обзорная экскурсия.
Также в 2021 году туристский потенциал города был презентован на трех крупных федеральных выставках: «МИТТ» (г. Москва), «ЛЕТО-2021» (г. Екатеринбург), «Отдых. Leisure (Лэ́йжэ») (г. Москва). На выставке «ЛЕТО-2021» был организован коллективный стенд администрации города, ПАО «ММК», «ММК-Курорт» и МБУ «Отдых» и принято участие в деловой части программы с докладами о детском отдыхе и проекте «Притяжение».
В рамках развития социального туризма в 2021 году совместно с Ресурсным центром для инвалидов, органами администрации города подготовлен проект «Тактильные барельефы». Проект даст возможность незрячим людям ощутить и воспринять историю родного города посредством тактильного контакта с миниатюрами памятников архитектуры. Заявка на финансирование в настоящее время находится на рассмотрении в Фонде Президентских грантов (г. Москва), итоги будут подведены в январе.
Соцгород и Ленинский район
В ноябре 2021 года Ростуризмом принят новый механизм реализации туристского потенциала территорий – Всероссийский конкурс лучших проектов туристского кода центра города. Под туристским центром города подразумевается историческая территория города, минимум 50% капитальных строений которой построены до 1960 года, которая располагает туристскими ресурсами. Одними из критериев являются решение задачи развития историко-градостроительной среды, синхронизация с мероприятиями нацпроектов и федеральных программ. В Магнитогорске есть две подходящие под условия конкурса территории – Соцгород и Ленинский район. Мероприятия по реализации решений разработанного и представленного в составе конкурсной заявки мастер-плана и дизайн-кода туристского центра города, направлены на формирование туристского бренда города, обновление и размещение вывесок и рекламно-информационных конструкций. Также должна быть улучшена туристическая доступность, привлекательность и безопасность. Предполагается создание навигации вдоль туристских маршрутов, а также мероприятия по обустройству фотозон и смотровых площадок. Будут созданы городские туристские цифровые информационные платформы и центры. Предусмотрены повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия, устройство фасадного освещения, оснащение площадок для проведения городских ярмарок и культурно-массовых мероприятий. Запланировано размещение малых архитектурных форм, уличных артобъектов и художественных форм, создание некапитальных строений и сооружений для комфортного пребывания туристов и жителей в туристическом центре города.
Привлекательность в социальных сетях
Следующее направление – социальные сети. Группы для продвижения туристского потенциала под единым наименованием Visit.magnitogorsk функционируют в Инстаграм, ВКонтакте, а также в мессенджерах. В 2021 году в группах размещены более 2 400 публикаций, прирост подписчиков составил 18%. Проводимые мероприятия, в том числе участие в выставках и конкурсах, имеют большое значение как в части имиджевой составляющей для города, так и поиска новых возможностей развития туристской привлекательности, изучения и применения опыта других городов.
Перспективы развития
Если говорить о «Виртуальном туризме», то мы планируем перевести аудиогид по исторической части Магнитогорска на английский язык для иностранных граждан. Также наверняка будет востребован детский аудиогид. В направлении «Архитектурный туризм» будет произведена доработка проекта «Соцгород» для участия в конкурсе грантов Ростуризма. «Медицинский туризм» предполагает возможность предоставления медицинских услуг иногородним и иностранным гражданам. Интересно нам новое направление, которое реализует ПАО «РЖД» – «Железнодорожный туризм».