Виртуальный, архитектурный и… медицинский. В Магнитке развивают различные виды туризма

О возможностях реализации туристского потенциала города Магнитогорска рассказала начальник управления экономики и инвестиций Динара ХАБИБУЛЛИНА. Подробнее – на “МР-инфо”.

Развитие туризма – комплексная деятельность. Она включает в себя множество направлений.

Это архитектура, комфортная городская среда, сфера культуры, социальные и бизнес проекты, внимание к маломобильным группам населения и информационное продвижение. 

– Помимо уже развитого направления «Промышленный туризм», которое успешно реализует ПАО «ММК», у города есть определенные возможности в других направлениях, – отметила Динара Хазиахметовна. – В их числе «Виртуальный туризм» с трендом «Путешествуй, сидя дома» и архитектурный туризм с трендом «Сохранение историко-культурного наследия страны».

Для реализации этих возможностей управление экономики и инвестиций, которому в 2020 году переданы полномочия по развитию туризма, осуществляет деятельность по следующим направлениям: разработка и продвижение проектов в сфере туристской привлекательности; организация мероприятий по реализации туристского потенциала Магнитогорска, участие в туристских выставках, конкурсах и премиях; развитие сообществ туристской привлекательности Магнитогорска в социальных сетях; определение возможных направлений реализации туристского потенциала города Магнитогорска.

Аудиогид и путеводитель

В прошлом году в рамках реализации муниципальной программы «Развитие туризма в городе Магнитогорске» был разработан аудиогид по исторической части города. Аудиогид – это истории, рассказанные «ожившими памятниками и знаковыми местами Магнитогорска» и записанные профессиональными театральными актерами. Он размещен в открытом доступе на туристском портале. Аудиогид является дополнением к самостоятельным экскурсиям по городу в качестве источника интересной и достоверной информации о легендарной Магнитке.

В 2021 году проведены мероприятия по продвижению аудиогида, – рассказала Динара Хазиахметовна. – Совместно с управлением образования организовали прогулку со школьниками, разместили аудиогид на федеральном портале izi.travel и на других информационных ресурсах в сети Интернет. В продвижении аудиогида взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив, Агентством международного сотрудничества Челябинской области, ПАО «ММК», администрациями муниципальных районов, входящих в Магнитогорскую агломерацию, СМИ.

Для продвижения разработанных туристских продуктов управлением экономики и инвестиций в 2021 году подготовлены и направлены заявки на соискание Всероссийской туристской премии «Маршрут года» – крупной отраслевой награды, присуждаемой за достижения в области создания и развития туристских маршрутов. Всего было подано 445 проектов из 60 регионов России, в том числе два проекта администрации города: «Интерактивный аудиогид по Магнитогорску» в номинации «Лучший онлайн маршрут в городе» и «Путеводитель по Магнитогорску» в номинации «Лучший туристический путеводитель». Оба проекта вышли в финал премии, который состоялся в конце ноября в г. Перми.

– Аудиогид занял второе место в своей номинации, опередив проекты Санкт-Петербурга, Ставропольского края, Республики Крым и других регионов, – подчеркнула Динара Хазиахметовна. – Уступили мы только городу Омску с аудиогидом, посвященным Ф.М. Достоевскому.

В этом году реализуется интересная идея по формированию календаря в стиле советского авангарда, в период развития которого началось строительство нашего города. Также в 2021 году продолжили работу по оптимизации и наполнению сайта туристической привлекательности. Данная работа требует творческого подхода для формирования положительного имиджа города.

– Одним из исполнителей муниципальной программы является МБУ «Отдых», которым в 2020 году получен статус туроператора, – отметила Динара Хазиахметовна. – Сотрудники отдела организации отдыха и реализации путевок прошли обучение в КЦПК «Персонал» с получением удостоверения о повышении квалификации по программе «Организация экскурсионной деятельности». На сегодняшний день МБУ «Отдых» разработано три варианта экскурсионных маршрутов.

Количественные показатели программы выполняются, но, в условиях конкуренции за человеческие ресурсы, в том числе за туриста, необходимо стремиться к постоянному развитию и предоставлению максимально качественных услуг для иногородних туристов.

Синергия успеха

Второе направление реализации туристского потенциала – участие администрации города в форумах, выставках и конкурсах. Стоит отметить недавно проведенный в нашем городе II Всероссийский форум по развитию промышленного туризма, одним из организаторов которого выступила администрация города. Помимо координации взаимодействия организаторов, администрацией города для участников была подготовлена обзорная экскурсия.

– Участники форума, среди которых были представители различных городов и регионов, таких как Москва, Якутия, Дагестан и многие другие, оценили экскурсию в среднем на 9,6 баллов из 10, – отметила Динара Хазиахметовна. – Добавлю, что гости с положительной стороны оценили внешний облик города, отметив качество дорог и благоустройство парка «У Вечного огня».

Также в 2021 году туристский потенциал города был презентован на трех крупных федеральных выставках: «МИТТ» (г. Москва), «ЛЕТО-2021» (г. Екатеринбург), «Отдых. Leisure (Лэ́йжэ») (г. Москва). На выставке «ЛЕТО-2021» был организован коллективный стенд администрации города, ПАО «ММК», «ММК-Курорт» и МБУ «Отдых» и принято участие в деловой части программы с докладами о детском отдыхе и проекте «Притяжение».

– Такая синергия позволила представить Магнитогорск не только как город-завод, но и город, вблизи которого расположены ресурсы для активного и оздоровительного отдыха, – подчеркнула Динара Хазиахметовна. – Город, обладающий потенциалом для развития различных направлений туризма, в том числе архитектурно-исторического.

В рамках развития социального туризма в 2021 году совместно с Ресурсным центром для инвалидов, органами администрации города подготовлен проект «Тактильные барельефы». Проект даст возможность незрячим людям ощутить и воспринять историю родного города посредством тактильного контакта с миниатюрами памятников архитектуры. Заявка на финансирование в настоящее время находится на рассмотрении в Фонде Президентских грантов (г. Москва), итоги будут подведены в январе.

Соцгород и Ленинский район

В ноябре 2021 года Ростуризмом принят новый механизм реализации туристского потенциала территорий – Всероссийский конкурс лучших проектов туристского кода центра города. Под туристским центром города подразумевается историческая территория города, минимум 50% капитальных строений которой построены до 1960 года, которая располагает туристскими ресурсами. Одними из критериев являются решение задачи развития историко-градостроительной среды, синхронизация с мероприятиями нацпроектов и федеральных программ. В Магнитогорске есть две подходящие под условия конкурса территории – Соцгород и Ленинский район. Мероприятия по реализации решений разработанного и представленного в составе конкурсной заявки мастер-плана и дизайн-кода туристского центра города, направлены на формирование туристского бренда города, обновление и размещение вывесок и рекламно-информационных конструкций. Также должна быть улучшена туристическая доступность, привлекательность и безопасность. Предполагается создание навигации вдоль туристских маршрутов, а также мероприятия по обустройству фотозон и смотровых площадок. Будут созданы городские туристские цифровые информационные платформы и центры. Предусмотрены повышение уровня санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия, устройство фасадного освещения, оснащение площадок для проведения городских ярмарок и культурно-массовых мероприятий. Запланировано размещение малых архитектурных форм, уличных артобъектов и художественных форм, создание некапитальных строений и сооружений для комфортного пребывания туристов и жителей в туристическом центре города.

– Нами подготовлена презентация проекта территории Соцгорода на участие в региональном отборе конкурса, – сказала Динара Хазиахметовна. – Необходимо участие коллег для доработки проекта. Выбор территории обусловлен архитектурно-историческим значением Соцгорода как эталонного примера авангардного градостроительства начала 1930-х годов, генплан которого разрабатывался с участием всемирно известного немецкого архитектора Эрнста Мая.

Привлекательность в социальных сетях

Следующее направление – социальные сети. Группы для продвижения туристского потенциала под единым наименованием Visit.magnitogorsk функционируют в Инстаграм, ВКонтакте, а также в мессенджерах. В 2021 году в группах размещены более 2 400 публикаций, прирост подписчиков составил 18%. Проводимые мероприятия, в том числе участие в выставках и конкурсах, имеют большое значение как в части имиджевой составляющей для города, так и поиска новых возможностей развития туристской привлекательности, изучения и применения опыта других городов.

Перспективы развития

Если говорить о «Виртуальном туризме», то мы планируем перевести аудиогид по исторической части Магнитогорска на английский язык для иностранных граждан. Также наверняка будет востребован детский аудиогид. В направлении «Архитектурный туризм» будет произведена доработка проекта «Соцгород» для участия в конкурсе грантов Ростуризма. «Медицинский туризм» предполагает возможность предоставления медицинских услуг иногородним и иностранным гражданам. Интересно нам  новое направление, которое реализует ПАО «РЖД» – «Железнодорожный туризм».

– В ряде городов есть опыт создания медицинских кластеров, ориентированных на лечение иногородних и иностранных граждан, – рассказала Динара Хазиахметовна. – Мы взаимодействуем с инициатором проекта – Союзом российских городов и крупными частными медицинскими учреждениями города для развития данного направления. Под определением медицинского туризма можно понимать «организованную поездку за пределы своей среды проживания для поддержания, укрепления, восстановления или лечения утраченного здоровья». «Железнодорожный туризм» – это чартерные железнодорожные составы, которые в рамках тура выходного дня позволяют посетить те города, куда обычные рейсы не направляются. Такой тур позволяет получить комплексную услугу и задействует множество сегментов бизнеса – гостиницы, общепит, туроператоры. Первичные договоренности с представителем компании «РЖД Тур» достигнуты в рамках премии «Маршрут года» в г. Перми. Также мы взаимодействуем с представителем г. Йошкар-Ола для изучения опыта организации таких туров.

Exit mobile version