Сердце Ромазана. Четверть века назад не стало народного директора Магнитки

27 июля 1991 года скоропостижно в своем рабочем кабинете скончался Иван Харитонович Ромазан – генеральный директор Магнитогорского металлургического комбината.

«Ушел из жизни в полном расцвете сил замечательный человек, достойный верный Отечеству гражданин», – публиковал «МР» 30 июля 1991 года некролог, подписанный представителями ММК.
«Ушел из жизни… Нет, не ушел, жесткое время вырвало его из наших рядов, – писали в «МР» бывший мастер ММК и председатель горисполкома Михаил Лысенко и в прошлом сталевар, председатель профкома цехов сталеплавильного передела ММК А. Дюкарев. – Сердце не выдержало сверхпредельных душевных и физических нагрузок. Свое сражение за лучшую жизнь людей он вел, как и подобает полководцу, до последнего вздоха, покинув нас на поле битвы. Он, подобно горьковскому Данко, вынул из себя сердце и светил им людям, ничего не оставив себе взамен. Самой светлой памятью Ивану Харитоновичу уже стала крылатая фраза «Мы – дети Ромазана». Директор строительства стана «2000» Станислав Черски выразил соболезнование по поводу смерти Ивана Ромазана от имени польских строителей.
На следующий день «МР» опубликовал репортаж о проводах в последний путь народного директора и последнее интервью Ивана Ромазана. Тысячи людей выстроились в очередь к Дворцу культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе, где проходила церемония прощания с директором, по словам автора материала Юрия Скуридина, «всего несколько дней носившем звание Героя Социалистического Труда». Еще одно свидетельство того дня на страницах «МР» – снимок фотокорреспондента Владимира Дубровского. В публикации были живые людские воспоминания о Ромазане.
«В последнее время нам, старикам, стали помогать больше. То сахар, то мясо, а то и талоны дают. Как теперь-то, при новом директоре, пойдет? И кто Ивана Харитоныча заменит?» – грустно размышляли в той очереди пенсионеры о продолжении развития социальной сферы металлургического гиганта.
На траурном митинге выступили председатель облсовета и обл-исполкома Петр Сумин, министр металлургии СССР Олег Сосковец, главный инженер магнитогорского металлургического комбината Анатолий Стариков, председатель горсовета Петр Гесс, руководитель Республики Башкортостан Муртаза Рахимов. Теплыми воспоминаниями о своем друге поделился А. Дюкарев:
«Невозможно простить себе, что мы не уберегли этого человека. Слишком огромная ноша была у него. Он звал за собой, увлекал… И мы умели не только работать. Вспомни, Иван Харитонович, какие великолепные украинские песни ты пел, как в узком кругу друзей читал свои стихи. А как-то, помню, обидел двух молодых начальников цехов. И потом заплакал. И хотя был старше по возрасту и должности – извинился перед ними… Господи, если ты есть, прости ему его прегрешения! Потому что это наши грехи. Потому что вся его жизнь была ради людей…»
Последнее интервью Иван Ромазан дал 17 июля 1991 года директору радио «Магнитогорск-1» Александру Добчинскому. Как человек государственного ума в судьбоносный момент истории он много размышлял о судьбе комбината, города, о будущем страны.
Exit mobile version