Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки намерена ликвидировать заочное обучение в вузах по ряду направлений, полагая, что это «позволит повысить качество образования» и «серьезно подорвать экономическую основу у псевдовузов».
Об этом заявил глава Рособрнадзора Сергей Кравцов в эфире телеканала «Россия 1». По его словам, с начала нового учебного года планируется исключить заочную форму обучения по направлениям «экономисты, юристы, менеджеры», а также «государственное и муниципальное управление». Поддерживают отмену заочного и дистанционного образования член Совета Федерации Лилия Гумерова, глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, министр образования РФ Дмитрий Ливанов, ректор Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослав Кузьминов.
Прокомментировать ситуацию и ответить на вопросы горожан в формате «прямой телефонной линии» мы пригласили заместителя директора института заочного обучения МГТУ Алексея Ярославцева.
С облаков на землю
Особенность прозвучавших вопросов состояла в предельной конкретике, не касающейся коллизий на верхних этажах чиновничьей власти.
– Меня зовут Елена. Сын отучился в вузе четыре года, поступил на заочное, еще на два года в магистратуру. Это уже оплачено. Его призвали в армию. Вернется нынче осенью – сможет ли продолжить учебу заочно?
– Безусловно. Как я понимаю, у него был академический отпуск, поэтому не о чем беспокоиться. После возвращения со службы восстановится и продолжит образование на курсе, с которого был призван в Вооруженные Силы. Магистратура считается следующей ступенькой в получении высшего образования.
– До сентября всего-то месяц с небольшим, – паузу между звонками заполняет журналист. – Когда вы успеете перестроиться на отмену перечисленных дисциплин и что станете делать с уже утвержденными на будущий учебный год планами?
– Строго говоря, для отмены заочной формы обучения необходимо внести поправки в соответствующее законодательство, в частности, в федеральный государственный образовательный стандарт. А пока на текущий год идет прием на заочную форму обучения. Поступившие сейчас – доучатся.
Во время сеанса прямой телефонной связи, в частности, случилось так, что звонили разные люди, а вопросы по сути оказывались одинаковыми. Вот, например:
– Я бабушка внучки, которая с помощью моих скудных средств три года отучилась на «заочке». И как раз на юридическом направлении. Так что же теперь, по прихоти чиновника из Рособрнадзора она останется без образования?
– Добрый день! Я обучаюсь в МГТУ на втором курсе заочного отделения по специальности «государственное и муниципальное управление». Обучение совмещаю с работой. Сейчас идут споры по поводу ликвидации нескольких направлений заочного обучения. Что же делать студентам, если специальности закроют?
– Действительно, в эфире телеканала «Россия 1» глава Рособнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ведомство планирует с 1 сентября нынешнего года отменить дистанционную (заочную) форму обучения в вузах по нескольким направлениям подготовки. В списке подлежащих упразднению специальности экономиста, юриста, менеджера и государственного и муниципального управленца. Сергей Кравцов считает, что первое высшее образование должно быть очным. Для всех, кто учится сейчас, эта ведомственная инициатива ничем не грозит. Все они доучатся.
Ясность без вопросов
Были и звонки из разряда особенных. Это когда человек звонит именно потому, что у него нет вопросов вовсе, он просто хочет высказаться на заданную тему, будучи уверен в своей объективности и компетентности. В результате нашему гостю, дежурящему на «прямой линии», отвечать было не на что. Оставалось просто выслушать человека. Вот один из таких монологов.
– Меня зовут Сергей Абашеев. Сейчас на пенсии. Занимаюсь мелким бизнесом: торгую летней одеждой. Но в недалеком прошлом профессиональный педагог, преподавал математику. Вот что мне думается в связи с атакой на заочную форму обучения. Стремление наших чиновников от образования вписать уничтожение заочно-дистанционной формы обучения в общий тренд борьбы с расплодившимися «вузами-однодневками» и низким качеством обучения в них выглядит довольно нелепо и напоминает просто имитацию полезной активности, но не ее саму. Минобр хочет бороться с последствиями, а не с причиной. Сперва создают благоприятные условия для возникновения сомнительных вузов, а затем, под предлогом борьбы с ними, наносят ущерб образованию. Почему ведомство не спрашивает мнения педагогического сообщества? На мой взгляд, это банальная ведомственная фанаберия: вам платят деньги не за то, чтобы вы задавали вопросы, а для того, чтобы вы выполняли наши распоряжения, вот и исполняйте, если не хотите оказаться в списке упраздненных направлений.
И еще сдается мне, что ссылки на «псевдовузы» тоже от лукавого. Ведь закрывают не сомнительные учебные заведения, а конкретные направления. И если уж существуют адреса липового образования, где практикуются поборы, взятки и торговля дипломами, наверное, разбираться надо с конкретными персонами, а не с учебными программами. А это уже в сфере компетенции не Минобра, а прокуратуры.
С другой стороны…
Наверное, будет справедливым опубликовать и мнения тех, кто чиновничью логику не разделяет. У экспертов есть аргументы в защиту «заочки», поскольку у этой формы образования существуют неоспоримые плюсы. Во-первых, это возможность формирования программы обучения индивидуально, исходя из способностей, возможностей и целей отдельно взятого студента. Можно совмещать усвоение новых знаний с движением по карьерной лестнице, а не разрываться в выборе между работой и получением образования. К тому же, например, у инвалидов зачастую нет физической возможности каждый день присутствовать в учебном заведении. Во-вторых, обучение может осуществляться без ущерба для основной деятельности, будь то работа или семья, к примеру, уход за ребенком для молодой мамы. В-третьих, заочное и дистанционное обучение гораздо дешевле очного – как правило, в полтора-два раза. Для людей, имеющих ограниченные средства, но при этом огромное желание получить образование, заочное обучение порой становится оптимальным решением. В-четвертых, студент-заочник, лишенный привычного для «дневника» конспекта лекций, более мотивирован находить информацию самостоятельно, пользуясь поисковыми системами в Интернете, библиотеками и справочными фондами, и в процессе такого поиска может усваивать гораздо большее количество материала, чем при банальной зубрежке конспекта. И, наконец, в-пятых, заочное и дистанционное образование – это хорошая возможность для проживающих в провинции получить диплом столичного вуза. Самообразование является основой всего обучения, поэтому стремление студента получить знания – главный двигатель к усвоению программ высшего профессионального образования в современной России. И мотивация эта не зависит от того, учится человек на дневной или заочно-дистанционной форме обучения.
Версия столяра
Едва ли не в последнюю минуту сеанса «прямой линии» в редакцию позвонил пенсионер Анатолий Гаврилов:
– Я по профессии столяр. То есть институтов и университетов не кончал. Однако так рассуждаю по поводу ситуации с заочным образованием: сильно это смахивает на ситуацию в спорте, в который лезут политики. Не отсюда ли этот шквал дисквалификаций? Нечто подобное, по-моему, и в сфере образования. Очень похоже на то, что «заочку» тормозят вовсе не по тем причинам, которые чиновники озвучивают официально. Вполне вероятно, что они просто экономят деньги на какие-то другие проекты – неизвестно какие. Думается, что на образование жалеть денег не стоит: невежество обойдется намного дороже.
Тема не закрыта
А действительно, может, стоит высоким чиновникам прислушаться к гласу народа и не торопиться ломать дрова? Тем более что негативные последствия слишком скорых, не взвешенных и опрометчивых решений очевидны? А ведь жизнь, к сожалению, убедительно показывает: нередко решающее значение имеет именно то, что чиновник сказал как бы невзначай, мимоходом. Именно в таком формате Кравцов «случайно» и обронил фразу о вероятности закрытия в будущем ряда заочных направлений помимо упомянутых уже специальностей экономиста, юриста, менеджера и управленца. Согласитесь, это похоже на всем известную забаву с костяшками домино: достаточно одну опрокинуть – вся очередь упадет…