Сколько стоил проезд на омнибусе, почему Сталин отменил «сухой закон», и как называли самую быструю подводную лодку, рассказывает «МР-инфо».
Сорок мучеников
В 1843 году в Петербурге появился общественный транспорт: от Гостиного Двора до 5-й линии Васильевского острова пошли омнибусы. Со временем маршрутов стало четыре. У каждого был свой цвет. От Дегтярной улицы на Петроградскую сторону ходили малиновые кареты, а от улицы Бассейной до Покровской площади – синие. Каждая вмещала 12 человек. Шесть внизу – по трое в ряд, лицом друг к другу. Столько же – на крыше, подняться туда можно было по откидной лестнице. Ездили омнибусы редко, проезд был по тем временам недешев: 10 копеек (по сегодняшним меркам рублей 200). Плохие дороги и плохо подрессоренные кареты превращали езду в сущее мучение. И в народе омнибус стали называть не иначе как “сорок мучеников”.
Между кабалой и водкой
В 1925 году в Москве открылся Четырнадцатый съезд партии, который переименовал ее из РКП(б) в ВКП(б), то есть из Российской во Всесоюзную. Именно этот съезд взял курс на социалистическую индустриализацию страны. В политическом отчете съезду Сталин так комментировал отмену «сухого закона»:
«Два слова об одном из источников резерва – о водке. Есть люди, которые думают, что можно строить социализм в белых перчатках. Это грубейшая ошибка, товарищи. Если у нас нет займов, ежели мы бедны капиталами и если, кроме того, не можем пойти в кабалу к западноевропейским капиталистам, не можем принять тех кабальных концессий, которые нам предлагают и которые мы отвергли, – то остается одно: искать источники в других областях… Тут надо выбирать между кабалой и водкой».
Золотая рыбка
18 декабря 1970 года советской АПЛ К-162 установлен мировой рекорд скорости для подводных лодок — 44,7 узла (82,78 км/ч). К-222 — советская атомная подводная лодка второго поколения, вооружённая крылатыми ракетами П-70 «Аметист», единственный корабль, построенный по проекту 661 «Анчар». Самая быстрая в мире подводная лодка, достигавшая в подводном положении скорости свыше 80 км/ч (42 узла). За дороговизну постройки лодку прозвали «Золотая рыбка». 18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Федор Иванович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали манёвр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/ч) на глубине погружения 100 м.