Дорогой мой человек. Люди и события в истории России и СССР 17 декабря

Кто командовал русскими войсками при взятии Очакова, какой актер служил в Магнитогорском драмтеатре, и кто из режиссеров снял несколько самых любимых старшим поколением фильмов, рассказывает «МР-инфо».

Взятие Очакова

17 декабря 1788 года русские войска одержали исключительно важную победу в ходе войны с турками. Они штурмом взяли крепость Очаков в Днепровско-Бугском лимане, которая имела огромное значение для турецких захватчиков с тех пор, как в XV веке ими был установлен контроль над Крымом и Северным Причерноморьем. Штурм Очакова – блестяще проведенная военная операция. В 23-градусный мороз 15-тысячный ударный отряд русских войск пошел на приступ. Преодолев ров и вал, штурмующие ворвались в город, где продолжались упорные бои. В сражении погибло почти две трети турецкого гарнизона, четыре с половиной тысячи офицеров и солдат попали в плен. Потери русских составили три тысячи человек. В честь этой победы для офицеров-участников битвы был выпущен золотой крест «За службу и храбрость», а для нижних чинов – специальная серебряная медаль с надписью «За храбрость, оказанную при взятии Очакова». Русскими войсками командовал князь Григорий Потемкин, «полуобразованный и полудикий гений», по определению одного французского дипломата. В армии его любили. Именно Потемкин провел с восторгом встреченную солдатами реформу военного обмундирования, отменив ношение нелепых напудренных кос и значительно упростив одежду. Он также вел борьбу с казарменными жестокостями и в одном из приказов требовал, «чтобы с людьми обходились со всевозможной умеренностью, старались бы об их выгодах, а в наказаниях не преступали бы положенного». Потемкин также утвердил особые санитарные правила для войск, восстановил введенную при Петре I и позднее забытую военную инспекцию.

Дорогой мой человек. Люди и события в истории России и СССР 17 декабря

Броневой Мюллер

В 1928 году в Киеве родился народный артист СССР Леонид Сергеевич Броневой. В начале 50-х годов Леонид Броневой служил в Магнитогорском драматическом театре им. А.С. Пушкина. Более 20 лет проработал он в театре на Малой Бронной, а с 1988 года играл в «Ленкоме». В кино Леонид Сергеевич дебютировал в 1965 году небольшой ролью в фильме «Товарищ Арсений». Потом он сыграл много интересных ролей, в том числе в фильмах «Похищение Савойи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Покровские ворота», «Формула любви», «Небеса обетованные», но более всего запомнился зрителям ролью Мюллера в легендарном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». Между тем на эту роль Леонида Сергеевича утвердили не сразу. Сначала предложили сыграть самого Гитлера. Сделали фотопробу – похож идеально. Но жена Броневого возроптала: “Еще на Мюллера я согласна, но на Гитлера – Боже упаси!”. Дело, конечно, было не только в жене. Сам Броневой посчитал, что образ Мюллера выписан психологически более тонко. А Гитлер в фильме – постоянно орущий человек, зарисовка, карикатура какая-то… После выхода сериала на телеэкраны про его героев родилось великое множество анекдотов. У Леонида Сергеевича был любимый: Штирлиц выстрелил в Мюллера. Пуля отскочила. «Броневой!» – подумал Штирлиц. Не стало Леонида Броневого 9 декабря 2017 года.

Раскрывающий таланты

В 1905 году в Минске родился советский кинорежиссер Иосиф Хейфиц. В 1927 году он окончил Ленинградский техникум экранного искусства, в 1928-ом – кинофакультет Института истории искусства и пришёл работать на кинофабрику «Совкино» (ныне – киностудия «Ленфильм»). В том же году он совместно с Александром Зархи организовал молодежное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду» и дебютировал как режиссер короткометражным фильмом «Песнь о металле». Широкую известность Хейфицу и Зархи принесли комедия «Горячие денёчки» о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки и фильм «Депутат Балтики», который в 1937 году получил Гран-при Международной выставки в Париже. За свою творческую жизнь Хейфиц снял множество интересных и запоминающихся фильмов. Среди них – «Большая семья», «Дело Румянцева», «Дорогой мой человек». Особняком стоит серия чеховских экранизаций – «Дама с собачкой», «В городе С.», «Плохой хороший человек». В его фильмах ярко, порой с совершенно неожиданных сторон, раскрылись актерские индивидуальности Ии Саввиной, Алексея Баталова, Анатолия Папанова, Олега Даля, Владимира Высоцкого, Людмилы Максаковой, Ады Роговцевой, Елены Кореневой, Елены Прокловой.

Exit mobile version