Певческое братство. У Муртазиных «одна судьба на два голоса»

В этом сезоне Магнитогорский театр оперы и балета отмечает двадцатилетие.
Весь этот путь вместе с театром прошли его солисты Валерий и Сергей Муртазины – баритон и бас.
Их судьбу предопределил отец. Наиль Муртазин, в отличие от брата Камиля, музыкантом не был, но понимал, сколь благотворное влияние оказывает искусство на юные души. Его сыновья учились игре на баяне, ходили в хор Дома музыки. Потом Сергея и Валерия пригласила в свой камерный хор Светлана Синдина, увидевшая в них задатки солистов. Братья поступили в консерваторию на вокальное отделение. Там они пели в хоре под руководством Виктора Левченко, а потом волею судьбы стали солистами только что созданного театра оперы и балета.
– Основатель и первый директор театра Александр Якупов ставил высокие задачи, казалось бы, недостижимые, тем более по меркам девяностых годов. Он умел вдохновить на работу, несмотря ни на какие сложности, – рассказывает Валерий Муртазин. – Вообще нашему театру с директорами повезло: Илья Кожевников стал достойным продолжателем лучших традиций, заложенных Александром Якуповым, – при нем театр активно развивается и проводит оперный фестиваль международного уровня. А начинать было сложно – у нас ведь не было навыков артистов сцены. Над актерским мастерством работали многие режиссеры – Виктор Шрайман, Сергей Сметанин, Леонид Якушев, Геннадий Бахтерев и другие – все они внесли большой вклад в становление артистов театра. Опыт, количество сыгранных ролей постепенно переходили в качество сценической работы. Ведь не имея никакого сценического опыта, даже пройти к микрофону, к примеру, «тяжелой» или «легкой» поступью не так просто…
На первых порах молодым солистам, исполняющим оперные партии характерных героев, приходилось клеить бороды. Ведь героев-любовников чаще всего поют тенора, а баритонам обычно достаются роли соперников главного героя, персонажей среднего возраста.
Помимо оперного жанра пришлось осваивать и другие, и исполнитель партий в «Пиковой даме» и «Кармен», например, играл волка в сказке «Золотой цыпленок», пел в мюзиклах, эстрадных концертах, тесно познакомился с романсом. Валерий Муртазин с интересом включился, например, в работу над комедийной ролью Бабса в «Тетке Чарлея», в которой ему пришлось перевоплощаться в тетушку и активно осваивать танцы. Многое братьям Муртазиным дало и участие в музыкально-драматическом спектакле «Амадеус» – блестящей премьере двух театров этого сезона. Наш оперный театр разноплановый, он предлагает зрителю очень широкий репертуар – и этим он хорош. А для артистов это возможность развиваться, осваивать ранее неизведанное.
Сохранять высокую творческую планку Валерию Муртазину помогает также и работа в магнитогорской хоровой капелле под руководством Надежды Ивановой – вместе с этим прославленным коллективом довелось объездить полмира, сотрудничать с именитыми дирижерами – Владимиром Спиваковым, Валерием Гергиевым, с большим симфоническим оркестром, выступать в большом зале московской консерватории.
Но, несмотря на большой опыт вокалистов, Муртазины себя «аксакалами» академического музыкального искусства не считают.
– Среди артистов царит равноправие, мы коллеги, – говорит Валерий. – Бывает, что и нам приходится чему-то поучиться у молодых.
А главным показателем качества работы служит любовь зрителей:
– Зрителей, которые часто бывают на наших спектаклях, мы хорошо знаем в лицо, они становятся нам родными. Они вдохновляют, мы с удовольствием дарим им свое искусство и очень им благодарны. Иногда поклонники оперы узнают нас в городе, и слышать от них добрые слова бывает очень приятно, – говорит Валерий Муртазин. Свой город и свой театр он считает уникальными и не променяет их ни на что.
– За двадцать лет Сергей и Валерий Муртазины выросли в настоящих мастеров сцены, стали ведущими певцами театра, – говорит о солистах директор Магнитогорского театра оперы и балета Илья Кожевников. – Я с удовольствием наблюдаю их на сцене. У Муртазиных много общего, но в то же время они очень разные. У Сергея потрясающий голос, а со временем он стал удивлять и своим артистизмом, умением завоевывать зал. А еще это очень надежный человек, очень стабильный артист, который всегда знает свою партию и никогда не подведет на сцене. Валерий – изначально яркий актер – подвижный, пластичный – это, пожалуй, его конек. И голос у него тоже замечательный. Сергей и Валерий с большой ответственностью относятся к работе и отлично знают, что такое профессиональная этика.
Exit mobile version