В культурном центре Vmarks, соседствующем с магнитогорским отделением Союза художников России, открылась интересная выставка арт-группы фотографов – Марии КЛЕВЕНСКОЙ и Виктора НИКУЛИНА. Перед открытием мы поговорили с Марией и еще одной участницей проекта – Ксенией ЛАДВАНОВОЙ.
В кадре – эксперимент
У Марии и Виктора и семейный, и творческий союз одновременно. Оба автора – профессиональные фотографы, проводят и коммерческие съемки, но творчество – на первом месте.
– Мы с Виктором примерно одновременно начинали фотографировать, на почве этого увлечения мы и познакомились, а потом случайно встретили Ксению, и она стала нашей моделью. Мы чаще всего работаем вместе, и первые наши эксперименты, которые выходили за рамки стандартной фотографии в нашем городе, уже были сделаны втроем, – рассказывает об истории создания Vmarks Мария.
Начиная работу над проектом, Мария и Виктор столкнулись с тем, что к фотографии зачастую отношение несерьезное – в том числе у самих участников процесса, а моделям чаще всего хочется просто красивых снимков. Однако, по мнению участников арт-группы, критерии «красиво-не красиво» в нашем обществе в последнее время себя исчерпали, им больше хотелось своими работами порассуждать о ситуации в современном мире.
Для Vmarks фотография – скорее эксперимент.
– Мы стараемся подходить ко всем нашим съемкам как к проектам – берем какие-то темы, исследуем. В каждой нашей выставке заключен некий особенный смысл. С помощью фотографии мы стараемся разговаривать на какие-то интересные, важные для нас темы, – утверждает девушка.
Точкой отсчета выставочной деятельности арт-группы стало участие в двух проходивших в Магнитогорской картинной галерее проектах-коллаборациях «OZON», которые объединили креативных молодых людей: дизайнеров, фотографов, декораторов, стилистов. Была камерная фотовыставка в одном из городских кафе, участие в акции «Ночь в музее». Летом этого года Vmarks стали экспонентами выставки «Молодые художники Магнитки».
Когда в 2020 году благодаря помощи известного модельера Лии Кинибаевой, ныне живущей в Нидерландах, но поддерживающей тесную связь с Магниткой, группа фотографов обрела свое собственное помещение по пр. К. Маркса, 111, началась самостоятельная выставочная деятельность.
«3.33» – это уже четвертая выставка здесь. Была экспозиция на тему природопользования и влияния человека на экологию, созданная по итогам поездки в Карабаш. Творчески отмечали Масленицу, переосмысляя традиции этого древнего празднества и то, как они реализуются сейчас. Часть работ была развешана по стенам, часть – в диджитал формате транслировалась на проекторе в темной комнате, создавая своеобразную медитацию. И, конечно же, не обошлось без традиционных блинов как части ритуала, который жив и сейчас.
А во время экспозиции «Посторонним В» просмотр происходил в темноте – посетителям выдавали фонарики, и с помощью проводников, одним из которых была Ксения, гости находили, освещали и разглядывали то, что им было интереснее всего.
– Эта выставка про самоизоляцию, наши размышления о ней, и ощущения, – рассказывает фотограф. – Поэтому был фонарик – все работы были личными, многие сделаны у нас с Виктором дома, поэтому темнота подчеркивала это личное пространство.
Для проходившего параллельно с «Посторонним В» проекта «Артификация» ни один кадр не был снят специально: все они собраны из соцсетей нескольких магнитогорских девушек, никто из которых не был ни фотографом, не художником, ни блогером. Авторы называют эту экспозицию исследованием современного варианта наивного искусства, в котором есть свои законы, направления, тренды и паттерны, рассказом о том, что творчество и искусство может жить и вне институций.
Возраст Христа
Проект «3.33», приуроченный к 33-летию Марии Клевенской, зрел почти год, а окончательную форму обрел за месяц до открытия. Фотографы считают его своеобразной точкой отсчета. Здесь и работа над архивами – кадры, изъятые из контекста предыдущих проектов и переосмысленные – и недавние съемки.
– Наша задача не просто показать свою работу, а вдохновить поразмышлять, почему изображение вызывает те или иные эмоции, – улыбается девушка. – Каждый из нас будет для зрителя своего рода медиатором – сопровождать, показывать.
Следуя задуманной концепции, авторы сгруппировали кадры по три – так как трое самих участников проекта. Каждый из них вкладывал в подборку свою логику, а затем поиграть в эту игру предложили и зрителям.
– Это выставка о нас как творческой единице и о магнитогорской художественной среде в целом. Как всегда, наше сугубо личное восприятие и, пожалуй, впервые чужими глазами про нас, – говорит Мария.
Здесь мы увидим мало фотографий в рамах – одна из задач выйти за рамки привычного понятия выставки. Еще одно новаторство – интерактивные зоны.
Пожалуй, самая знаковая из них встречает гостей уже на входе. Незадолго до открытия выставки организаторы разослали 33-м магнитогорским фотографам предложения принять участие в проекте и создать один портрет – именинницы. Как и ожидалось, часть респондентов не ответила либо отказалась, работы же тех, кто согласился принять участие, размещены в зале. Каждый увидел Марию в своем ключе и по-своему отразил те или иные черты ее личности. Все фото собраны вместе, однако висящая перед этим коллажем ветка помогает его разбить на составляющие, дать возможность зрителю поискать ракурсы – своеобразный намек на разные точки зрения.
– Для меня это и личный опыт, потому что я не люблю фотографироваться, и многих людей я не знала. Это было интересно как исследование взаимодействия с людьми. Интересно наблюдать за нашей «средой» фотографической. Часто приходилось слышать от других фотографов, что она бывает не очень дружеской или однообразной. И наша задача была «выдернуть» абсолютно разных людей, которых это заинтересовало, – поясняет фотограф.
Также в зале есть шалаш, собранный руками участников проекта – любой желающий может в нем уединиться, почувствовать себя вернувшимся в детство, поразмыслить или просто поиграть в тетрис на находящемся там планшете. Есть большое гнездо из сена – с одной стороны символ домашнего уюта, безопасности (хотя и довольно иллюзорной, ведь сено колючее, и находиться в нем некомфортно), а с другой – интегрированности в природу работ участников проекта.
Предоставили зрителям и возможность самим отобрать фотографии по принципу нравится – не нравится. В открытии также участвовал местный музыкант и художник Ярослав Вьюшков из авангардного проекта «Хрустальный космонавт».
– Мы хотели бы относиться ко всему этому не слишком серьезно, без лишнего пафоса, нам нравится, когда мы можем со зрителем просто разговаривать, создавать для него комфортную среду, мы стараемся погрузить зрителя в какой-то новый опыт, – говорит Мария. – С помощью этой выставки мы пытались сами для себя понять, что и зачем мы делаем. Искусство не требует определенной причины. В первую очередь для нас это – способ диалога с миром, наиболее безопасный способ общения с людьми, тот, в котором мы можем наиболее полно выражать себя.
Художники и муза
Ксения Ладванова знакома с Марией и Виктором давно, и как-то однажды ее пригласили на съемку в качестве модели. Тогда еще никто не задумывался ни о каких проектах, выставках, но в итоге это выросло в долговременное сотворчество. Ксения всегда находится по другую сторону объектива, фотоаппарат в руки не берет, однако она не только модель – ребята называют ее куратором и идейным вдохновителем арт-группы. Идеи фотографов она пропускает через себя и свой взгляд на мир.
Для нее быть моделью – не просто красивые фотографии. Для создания нужного художественного образа девушка готова и нырять в ледяную реку, и лежать на снегу. Конечно, экстремальные опыты всегда стараются завершить как можно быстрее и отогреть свою героиню.
– Ксения у нас очень отважная девушка, – рассказывает Мария. – На самом деле, люди, с которыми мы вместе работаем, все такие терпеливые, никто никогда не довлеет на наш результат, всем интересно вовлечься в наш процесс. И я благодарна судьбе, что есть такое окружение, которое всегда согласно лезть в холодную воду или идти на какие-то другие эксперименты, ведь идея важнее.
Случаются и съемки обнаженной натуры, однако для Ксении это – скорее момент обитания в естественной среде. Vmarks не вкладывают в такие снимки какого-то эротического подтекста, хотя, конечно, не исключают того факта, что зритель, в силу своих взглядов может что-нибудь эдакое для себя усмотреть.
– Меня это всегда расстраивает, – говорит девушка. – Конечно не настолько, что мне стыдно или хочется все бросить, – но все же мы вкладываем в эти снимки нечто другое.
Не так давно Ксения Ладванова окончила факультет искусствоведения. Она не только координатор, но и своеобразный медиатор арт-группы с этим миром. Многие идеи проектов принадлежат именно ей.
– Находясь внутри проекта, нам с Виктором порой тяжело отстраниться и понять: мы выдерживаем идею? Следуем своим путем или нет? – отмечает Мария. – И Ксения, так как она по ту сторону камеры, обозначает свой взгляд со стороны, ей удается поймать нужную точку взаимодействия со зрителем, помочь нам быть понятнее для него.
Пророк в своем Отечестве
За искрой вдохновения всегда стоит огромный труд. И то впечатление «легкости бытия», которое возникает при просмотре работ, не всегда соответствует легкости самого процесса. На вопрос: «Кто ваш зритель?», Мария улыбается:
– Говорят, что «любой человек» – неправильный ответ, но я до сих пор не понимаю, почему неправильный. Кто наш зритель? Тот, кому мы интересны. Мы стараемся сейчас так направить свою деятельность, чтобы более широкий круг людей нас узнал, пришел к нам и понял для себя, интересно ли ему так взаимодействовать, например, с изображением, и что это может ему дать еще. Часто эта работа наталкивает на новые, неожиданные мысли.
Конечно, у поклонников классического взгляда на фотографию порой их работы вызывают недоумение, а то и негатив, но, со временем взгляды меняются, надеются участники арт-группы Vmarks.
– В регионах зритель – это большая проблема. Самый частый комплимент, который мы слышим и который на самом деле не является комплиментом: «У вас такая сложная и хорошая фотография, вам обязательно нужно уезжать». Уезжать мы принципиально не хотим, и дело даже не столько в каком-то патриотизме, а в важности своей личной миссии, вдруг осознанной, – говорит фотограф. – Мы видим пока небольшое количество заинтересованных зрителей, которым откликаются наши темы, но чем больше мы работаем, тем больше мы видим интереса.
В планах Vmarks более масштабные выставки, причем не только на своей площадке. Например, проект «Комбинатовский мужик» – сам Виктор довольно долгое время работал на ММК, к тому же авторы довольно часто слышали от ценителей: «У вас такая фотография, простой комбинатовский мужик этого не поймет», поэтому в экспозиции была заложена здоровая доля иронии. Сам опыт Виктора Никулина показывает, что место работы не определяет уровень кругозора.
– Вопрос в общей «насмотренности», причем не всегда она касается именно искусства – это может быть кино, путешествия. То, что тебя окружает, чем ты живешь, определяет твой кругозор, – говорит Мария. – С другой стороны, мы и сами создаем прецеденты «другой насмотренности» – стараемся увлечь, привлечь, показать… На наши открытия выставок мы приглашаем очень разношерстную аудиторию, и интересно наблюдать, как разные люди пытаются понять, почему так, а не иначе.
Также есть мечта создать НКО и участвовать в различных грантовых проектах.
Увидеть экспозицию и познакомиться с творчеством фотографов арт-группы Vmarks сможете и вы – выставка работает по адресу пр. К. Маркса, 111, вход с торца со стороны, противоположной проспекту. Посетить ее можно до конца декабря по пятницам с 18 до 20 часов и по субботам с 17 до 20.