Как даются знания. Экзамены – всегда ответственная пора, и – вдвойне, когда их сдают впервые

Выпускники девятых и одиннадцатых классов на себе почувствовали все «прелести» итоговых испытаний.
Корреспондент «МР» наблюдал экзаменационные перипетии изнутри.
Инструкция превыше всего
Девятиклассники уже сдали ГИА, прошли государственную итоговую аттестацию, теперь постепенно узнают результаты. Одиннадцатиклассники ЕГЭ еще сдают. Рассуждать о том, разумна или нет нынешняя система проведения экзаменов, не буду. Слишком много об этом сказано. Но как у мамы выпускника девятого класса в этом году у меня появился новый опыт. Во-первых, я узнала, каково в полной неопределенности ждать итогов экзамена в течение двух недель. Мой сын, к примеру, лишился от переживаний сна. В конце концов, в результате длительного самоедства он пришел к выводу, что математику точно «завалил». К счастью, это оказалось не так. Каким облегчением для всей семьи стало известие об этом!
Во-вторых, я побывала в роли общественного наблюдателя. Согласилась на это лестное для родителя предложение с опаской. В памяти остался рассказ приятельницы, психолога по образованию, о присутствии на одном из экзаменов также в качестве общественника. Она тогда говорила: понятно, что ЕГЭ и ГИА направлены на то, чтобы искоренить коррупцию с помощью безличностной процедуры экзаменов, когда знания проверяют «посторонние» педагоги. К сожалению, не учли, что этими самыми знаниями обладает живой ребенок, а не компьютер. И выдержать все перипетии испытания ребенку в возрасте до восемнадцати лет трудно. Его психика еще лабильна, попросту говоря – подвижна, а эмоции – неустойчивы.
Приятельница наблюдала, как дети чуть не падали в обморок не столько от переживаний, сколько от духоты – в тот год стояла сильная жара, свет бил в глаза, при этом окна почему-то нельзя было открывать, как нельзя было перевести детей в затененный класс. Потому что именно эту аудиторию выбрал компьютер в Челябинске – все беспристрастно. Шкафы в классе были завешены белой бумагой, а дверцы опечатаны – видимо, чтобы во время экзамена ребенку не захотелось вдруг публично шарить по полкам в поисках подсказки.

В поле зрения – подозрения
Вооружившись такими знаниями, я в качестве родителя, представляющего интересы детей, отправилась на ГИА – экзамен по русскому языку. Предварительно дала подписку, что в этот день никто из моих родственников в данной школе экзамены не сдает, прошла специальный инструктаж и получила удостоверение общественного наблюдателя, имеющее оригинальный регистрационный номер, а еще инструкцию. В ней, кстати, прописан такой пункт: «Общественным наблюдателям необходимо фиксировать факты нарушения комфортной обстановки для участников ГИА-9, некорректного обращения с участниками ГИА-9 со стороны других лиц, нарушения личной неприкосновенности участников ГИА-9 и этических норм». Вот этот-то пункт в некоторых школах Магнитогорска в той или иной степени и нарушали. И не по вине организаторов на местах – учителей, а по вине организаторов, сидящих «наверху» и пишущих инструкции, которые порой наши, местные, понимают буквально и исполняют рьяно.
Все началось с того, что после сдачи самого первого в своей жизни экзамена (слава богу, это был не основной, а экзамен по выбору – обществознание) сын пришел домой со словами: «Я чувствовал себя подозреваемым в преступлении, которого не совершал!»
На входе в школу его и других ребят обыскали с помощью металлоискателя. У одних аппаратура сработала на наличие металлической цепочки, у других, как у моего сына, – на часы с металлическим браслетом, у третьих – на пряжку на ремне брюк. Всем приходилось оправдываться. При этом спрятанные в карман сотовые телефоны зачастую «не звенели». По крайней мере, одноклассник сына запросто пронес гаджет в класс. Уж не знаю, пользовался ли он им во время экзамена или нет, но факт остается фактом. В классе испытания продолжились: дети в течение четырех часов сидели под прицелами работающих видеокамер. И это при том, что волнение у ребят и так зашкаливало.
Выйти в туалет они могли только по одному и лишь в сопровождении кого-то из организаторов, который предварительно осматривал все кабинки, чтобы в них «случайно» никого не оказалось. В этом смысле апофеозом стала школа, где нынешние девятиклассники сдавали экзамен по биологии: там организаторы требовали от детей «справлять нужду» при открытых дверях не только в самом туалете, но еще и в кабинках. Что мало согласуется с «этическими нормами», прописанными в упомянутой инструкции.
– Даже в местах заключения преступники пользуются туалетом за закрытыми дверями, а охрана находится снаружи! – возмущался после экзамена сын.

«Лишнего – ни-ни!»
В школе, где довелось поработать наблюдателем мне, все было, как рассказывала моя приятельница: завешенные бумагой шкафы и опечатанные ящики и дверцы, но была и своя «фишка». Организатор, ссылаясь на указание министерства, попросила нас сразу в комнате, предназначенной для общественников, оставить не только личные вещи, включая сумочки и сотовые телефоны, но даже снять куртки или кофты – в классе, если жарко, это сделать уже будет нельзя.
– Дети предупреждены, – сказала организатор. – Они не только не имеют права во время экзамена снять пиджак или кофту, но – упаси бог – повесить их на спинку стула. И вообще в классе должно быть как можно меньше движений! – заключила она.
Между прочим, это требование также входит в противоречие с инструкцией для общественного наблюдения, где черным по белому написано о необходимости создания «комфортной обстановки».
Тем не менее педагоги школы, выступающие на период проведения ГИА и ЕГЭ организаторами, за ребят переживали.
– Ну как, все нормально? Дети сильно волнуются? – с заметной тревогой спросили, после того как я покинула класс. Видно было, что учителя готовы были по первому сигналу бежать к ученику и  помочь если не своими знаниями, то хотя бы участием.

Продолжение следует
…Между тем экзаменационная пора постепенно идет к завершению. У девятиклассников она закончилась. Одиннадцатиклассники 20 июня сдавали физику и химию, с 22 по 30 июня запланированы резервные дни для тех, кто по разным причинам, но обязательно положительным, не смог сдать экзамен в основной день.
Как заверили в отделе организации общего образования управления образования администрации Магнитогорска, основные экзамены прошли в штатном режиме, в соответствии с инструкциями. Нарушений не выявлено, удаленных с экзамена учеников нет. В то же время в ходе экзамена по базовой математике один ученик в Челябинской области воспользовался мобильным телефоном и теперь может остаться без аттестата. На ЕГЭ по русскому языку также были зафиксированы нарушения. Двое выпускников попытались использовать мобильные средства связи.
У магнитогорских девятиклассников результаты экзаменов стабильно хорошие. У одиннадцатиклассников результаты по базовой математике и литературе лучше, чем в прошлом году, по русскому языку и географии – несколько хуже. По остальным предметам итоги пока неизвестны. Но в управлении образования уверены, что цифры еще могут серьезно измениться, причем в лучшую сторону. Во-первых, из-за того что часть ребят подали заявление на апелляцию, во-вторых, получившие одну двойку в резервный день смогут «проваленный» экзамен пересдать.
Exit mobile version