Героями заключительного действа нынешнего фестиваля на сцене Магнитогорского театра оперы и балета стали оркестр, солисты, хор, балет театра, а также солисты Алтайского музыкального театра Мария ЕВТЕЕВА и Михаил ЛЯМИН. Первым отделением гала-концерта, посвященным советской оперетте, дирижирует магнитогорский маэстро Кирилл КОЧЕТКОВ, второе – мюзикловое – представляет зрителям главный дирижер Алтайского музыкального театра Денис НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО.
У барнаульского маэстро со звучной фамилией с магнитогорской оперой давние творческие связи – в постановке Дениса Александровича в нашем театре идут «Тетка Чарлея» и детский балет «Чипполино». Как уже писал «Магнитогорский рабочий», Денис Немирович-Данченко действительно имеет отдаленное родство с великим театральным деятелем, скорее всего, он представитель генеалогической ветви родного брата Владимира Ивановича – писателя Василия Немировича-Данченко. Прадед Дениса Александровича попал в Сибирь в годы сталинских репрессий, с тех пор знаменитый род получил свое продолжение в суровом краю. А Денису Немировичу-Данченко в качестве артиста пару раз доводилось выступать на сцене театра имени Владимира Немировича-Данченко.
От Ивана Ползунова до Адама Козлевича
Гости из Барнаула предложили для фестивального гала-концерта мюзикловую программу, к формированию которой по просьбе Дениса Немировича-Данченко приложил руку и известный композитор и исполнитель Аркадий УКУПНИК, приславший номера из своего мюзикла «РомеоVSДжульетта XX лет спустя», который идет сейчас в московской оперетте. Из них дирижер выбрал замечательный любовный дуэт и марш придворных.
При составлении программы гости фестиваля ориентировались на музыку с современными аранжировками, интонациями, чтобы был заметен контраст с первым отделением концерта, посвященным оперетте. И программа получилась очень интересной, в ней собраны сочинения современных российских композиторов – ведущих авторов в жанре российского мюзикла, который развивается ныне очень интенсивно и задает довольно высокую творческую планку.
Это и трепетно любимый барнаульцами Евгений ЗАГОТ, и челябинец, работающий ныне в Петербурге, Владимир БАСКИН, который известен нам по музыке к спектаклям магнитогорского драмтеатра как для взрослых, так и для детей. Егор ШАШИН тоже любим магнитогорской детворой и взрослыми, потому что в нашей опере поставлены по его сочинениям детские спектакли. Теперь же на нашей сцене звучит и номер Адама Козлевича из шашинского «Золотого теленка» под названием «Эх, прокачу!» Среди авторов программы также известный советский и российский композитор Лора КВИНТ, хорошо знакомый магнитогорцам Ким БРЕЙТБУРГ, чьи мюзиклы «Дубровский» и «Парижские тайны» очень популярны у публики. Один из дуэтов гала-концерта принадлежит красноярскому автору Евгении ТЕРЁХИНОЙ, главным героем спектакля которой стал изобретатель времен Екатерины Второй Иван Ползунов.
– «Ползунов» – уникальное сочинение, – рассказывает исполнитель роли Ивана Ползунова Михаил Лямин. – Когда мы его привозили на фестиваль в Москву, члены конкурсной комиссии обсуждали между собой тему мюзикла о заводе – им было любопытно, что же мы покажем на сцене, однако тему они изначально посчитали проигрышной. Но когда увидели постановку, сценографию, услышали музыку, были покорены.
Удивительна и судьба мюзикла «Капитанская дочка» Евгения Загота, написанного специально для труппы барнаульского театра – спектакль в постановке режиссера Константина ЯКОВЛЕВА претендовал на победу в десяти номинациях Национальной театральной премии «Золотая маска». В итоге лауреатом престижнейшей награды стала Мария Евтеева – за лучшую женскую роль (Маша Миронова), Денис Немирович-Данченко, дирижер «Капитанской дочки» – в числе номинантов премии.
– Думаю, наш театр давно достоин «Золотой маски», – уверена Мария Евтеева. – Мы достаточно долго работаем в жанре мюзикла, и это была далеко не первая постановка творческой команды, которая была собрана для работы над «Капитанской дочкой». Подобрался сильный актерский состав – это тот случай, когда роли западают глубоко в душу и настолько отзываются в каждом, что внутри спектакля не было равнодушия ни на йоту. Было очень горячее отношение каждого к роли, безумно красивая музыка. Мы очень благодарны судьбе, что в наш театр пришел этот материал и мы смогли первыми исполнить его. Это патриотическая тема, сегодня для русского человека это действительно очень важно. В мюзикле очень сильно проявляется все: и вокальная, и танцевальная, и актерская подготовка. В случае «Капитанской дочки» роль в успехе сыграли соединение профессионализма, команды и любви к материалу.
В мюзикловой части гала-концерта представлены как сочинения, которые Михаил и Мария исполняют давно, так и свежие, которые на магнитогорской сцене звучат в их исполнении впервые – это, например, ария Пат из мюзикла «Три товарища» Евгения Загота, который осенью поставил пермский «Театр-Театр». Впервые прозвучит и ария Софии из заготовских «Декабристов». Барнаульцы в шутку называют себя «заготовцами», потому что музыка этого композитора их необыкновенно вдохновляет.
– Музыку Евгения Загота приятно петь, – рассказывает об авторе Михаил Лямин. – Он и сам первоклассный музыкант и вокалист, неоднократно пел в мюзиклах. Когда мы отбираем материал, прослушиваем арии его произведений в авторском исполнении. Евгений Загот сразу же задает необходимый уровень вокального мастерства.
Превратности жанра
Мюзикл появился благодаря оперетте. И пусть оперетты сегодня уже никто не пишет, но жанр продолжает жить полноценной жизнью, им интересуются молодые режиссеры. Ведь оперетта – это вечные сюжеты и искрометное обаяние, которые по-прежнему будоражат сердца.
– «Летучая мышь» останется навсегда, ее можно по-разному трактовать, и никакой мюзикл ее не перебьет, – уверен Денис Немирович-Данченко. – Возможно, у мюзикла форма более приемлемая для слушателя, а также другие темы, сюжеты. Набирающая силу волна российских мюзиклов – явление своеобразное, в нем есть свои плюсы и минусы. Лучшие завоевания российского мюзикла останутся с нами навсегда, и наряду с «Летучей мышью» будут переходить из поколения в поколение. Потом все перерастет в какую-то другую форму. Просто в той форме, в которой существовала оперетта, уже невозможно сочинять.
Михаил Лямин, голос которого оказался переходным между тенором и баритоном, – а такой диапазон идеально подходит для оперетточно-мюзиклового репертуара, всегда мечтал петь в опере. И иногда жизнь предоставляет ему такие возможности.
– Опера – это хрестоматийная история, она дает возможность поддерживать уровень мастерства. Если ее не петь, вокалист может деградировать, – говорит Михаил. – Есть венская, русская, итальянская опера, и поются они разными стилями. И русская опера написана именно под наши голоса, у нас не могла появиться другая. А в оперетте есть легкость, но эта легкость дается очень тяжело.
Своя история взаимоотношений с оперой есть и у Марии Евтеевой:
– Я заканчивала консерваторию и собиралась быть оперной певицей – обожаю оперу всем сердцем, и когда хочу отдохнуть душой, слушаю именно ее. Но со временем я поняла, что для оперы нужно некое степенное состояние души, а во мне его нет. Мне очень важно испытывать яркие эмоции, двигаться, танцевать, актерствовать, проживать миллион жизней. Хочется не сосредотачиваться только на вокале, а полноценно погружаться в образы. Мне кажется, именно мюзикл и оперетта позволяют делать это – пробовать себя во всем сразу. Я тут пригодилась и четко чувствую, что выполняю то, что мне предназначено. У каждого свой путь, свое место. Нужно развивать музыкальное искусство всесторонне, и достучаться до души можно посредством разных жанров, – а это наша главная задача как артистов.