Просто учить жить. Есть ли ещё профессии гуманнее?

Быть соцработником – значит нести ответственность за не защищённых обществом людей.
О такой профессии мечтают немногие. Вот и Ирина Чайковская вовсе не думала, что будет работать в социальной сфере.
Первоначально она выбрала труд учителя. Долго работала в школе, ее уважали коллеги и любили дети. Но жизнь распорядилась иначе.
Директор специальной (коррекционной) школы-интерната №5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Ирина Чайковская душой болеет за детей, которые, несмотря на особенности своего развития, каждый день совершают маленькие победы и делают большие успехи.
Коррекционная школа – заведение круглосуточного типа, где живут 53 ребенка от семи до 13 лет. Для них единственным домом стал интернат, а сотрудники и другие воспитанники – семьей. И чтобы ребятам было уютно в казенном учреждении, здесь создана обстановка, максимально приближенная к домашней: уютные спальни, мягкая мебель в общей комнате, телевизор с кабельными каналами, которые показывают любимые мультики и передачи, игровой уголок, шкафы-купе для одежды и обуви. Дети имеют то, чего бы никогда не могли иметь в своих семьях: велосипеды, ролики, скейтборды. Но как бы ни было уютно и весело в интернате, все же многие из ребят помнят, что такое родной дом, скучают по нему и мечтают рано или поздно туда вернуться.
Школа-интернат была образована в 2006 году, передана на попечение управления социальной защиты населения города. И в этом году учреждение отметило свое десятилетие.
Наша ответственность
– Ирина Алексеевна, в чем особенность ваших ребят, как они тут живут?
– Дети здесь проживают и обучаются. Часть ребят учится в школах города. Это пяти-шестиклассники. В интернате усилена медицинская деятельность, ведь здоровых детей у нас нет абсолютно. У нас 15 детей-инвалидов на сегодня из общего числа. Это достаточно большой процент. Треть нуждается в постоянной медицинской помощи. К нам попадают дети специфические. Мало того, что у них особенности развития и проблемы со здоровьем, многие из них не владеют элементарными навыками гигиены и самообслуживания. Некоторые поступают абсолютно беспомощными. К примеру, пришел мальчик семи лет из неблагополучной семьи. Родители им совсем не занимались. У ребенка проблемы с опорно-двигательным аппаратом, он не мог передвигаться, сосал соску. По инициативе администрации и медицинского персонала учреждения мальчика прооперировали, в результате чего ребенок не пользуется коляской, ходит с опорой на ходунки. Научился читать, и техника чтения у него лучше всех. Он много рисует. Когда мы видим, как каждый ребенок на глазах буквально расцветает, то понимаем, что наша работа наполняется особым смыслом.
– Сейчас дети у вас маленькие. Они будут жить здесь до 18 лет. А что дальше?
– Пока у нас выпускников не было, поэтому мы не можем похвастаться, что наши выпускники успешны. В планах организация и осуществление постинтернатного сопровождения воспитанников после 18 лет: будем курировать, оказывать правовую и консультационную помощь, так как мы несем ответственность за судьбу каждого. Наша задача – защитить законные права ребенка: сохранить жилье и продолжать контроль поступлений на сберкнижку пенсии и алиментов.
– Но помимо имущественных прав ребенок должен владеть бытовыми навыками и знать правила проживания в обществе. Ведь зачастую общество сталкивается с проблемой, когда выросшие дети из интернатов думают, что им все должны. Будут ли ваши дети готовы к выходу в большой мир?
– Безусловно, такая проблема существует. Поэтому мы с детства приучаем детей вести домашнее хозяйство. У нас реализуется программа воспитательной работы по социализации «Мир вокруг тебя». В рамках данной программы проходят теоретические и практические занятия на базе кабинетов по социально-бытовой ориентировке, которые оборудованы современной бытовой техникой. Регулярно проводим тематические экскурсии по социализации воспитанников: на предприятия торговли, общественного транспорта, в культурно-оздоровительные учреждения города. Наши воспитанники осознают, что нужно получить образование, профессиональную подготовку, чтобы быть успешными в жизни. А успешными хотят быть все. И, наверное, это не плохо.
– Социальная адаптация – самое важное в вашей работе?
– Нельзя сказать, что есть в нашей работе что-то одно, что было бы важнее другого. Важно все. Чтобы дети были социально адаптированы, они должны уметь жить в окружающем мире самостоятельно. Не менее важно вернуть ребенка, по возможности, в свою семью, в приемную или под опеку. Данная работа ведется в рамках программы «Росток надежды» и имеет положительные результаты: в этом году уже пятеро обрели дом. Одним из направлений работы социальных педагогов является работа с родителями по восстановлению в родительских правах и родственниками по оформлению гостевого режима. Медицина тоже важна. Создаются максимальные условия для медицинской реабилитации каждого ребенка. И образование, безусловно, важно. Этим детям трудно учиться. У многих нарушено развитие речи, памяти, внимания и мышления. В целях компенсации недостатков развития наших воспитанников, в помощь учителям в школе-интернате проходят коррекционные занятия с педагогами-специалистами: логопедами, психологами и дефектологами. Разглядеть способности и таланты каждого помогает работа педагогов дополнительного образования, реализующих программу «Путь к успеху». Ребята участвуют в различных фестивалях и конкурсах муниципального и регионального уровня. Их успехи отмечаются дипломами и грамотами за призовые места и участие. Один мальчик у нас стал в прошлом году лауреатом международного конкурса рисунков, хотя имени своего даже не может произнести. Нашим подопечным важно быть успешными, востребованными и реализованными.
Мама и МАМА
– Ирина Алексеевна, вас подопечные называют мамой?
– Да! Они, лишенные родительского тепла, в каждом сотруднике видят потенциальных родителей. А когда приходит гость, некоторые спрашивают, а не за ним ли он пришел. Всех женщин, работающих в интернате, ребята зовут мамами. Когда в первый раз меня мамой назвали, сердце защемило. И до сих пор щемит.
– Для них мама – это просто тетя, которая о них заботится? Или они вкладывают в это слово особый смысл?
– У них инстинктивно мама – это тот, кто их оберегает, кто о них заботится. Но когда приходят родные мамы, то понимаешь, что для наших ребят все же есть разделение. Какая бы родительница ни пришла, ребенок встречает ее с восторгом. Потому что это МАМА! А та просто шла мимо и забрела. Без гостинца, без подарка, ребенок сам отдаст ей конфетку, что в кармане лежит, лишь бы маму порадовать. Но мамы приходят редко. А дети их ждут.
– Никогда не думали забрать какого-нибудь ребенка себе?
– Этого делать нельзя, хотя привязываешься к каждому ребенку. Если возьмешь одного, все остальные обидятся. Поэтому, если забирать, надо забирать всех, если вести на праздник, надо вести всех, если дарить подарки, то тоже всем, не выделяя никого.
Невозможно привыкнуть
– Как вы попали в школу-интернат?
– Работала в школе учителем биологии, была заместителем директора по воспитательной работе. Мне очень нравилась яркая школьная жизнь. Было интересно заниматься научно-практической деятельностью с учениками, у нас было много побед и удачных мероприятий. И когда в 2004 году мне предложили возглавить школу-интернат, я долго переживала, смогу ли я работать с такой категорией детей. Но потом подумала, что, возможно, это мое место. И я согласилась. Поначалу было очень трудно перестроиться.
– Трудно было морально?
– Да, было тяжело. Я работала в гимназии, где учились благополучные дети обеспеченных, заботливых родителей. И что я увидела здесь? Ведь я даже не задумывалась раньше, что столько детей у нас сирот и оставшихся без попечения родителей. Я не предполагала, что столько детей находится в такой трудной жизненной ситуации. Когда я стала читать личные дела воспитанников, поняла, насколько у ребят много горя, потерь, лишений, несмотря на юный возраст. Некоторые пережили смерть родителей, кто-то равнодушие родных, пренебрежение, боль, болезни, страхи. И привыкнуть к этому невозможно. Жалость и сострадание к таким детям не уходят с годами.
– Кем вы больше себя считаете – педагогом или социальным работником?
– Трудно сказать. За столько лет все переплелось. Нельзя сказать, что я не педагог, но я уже давно социальный работник. Моя деятельность для меня очень важна, и радует, что рядом такие небезразличные коллеги. У нас в интернате нет случайных людей. Любой работник – педагог, уборщик или повар – никогда не останется равнодушным к нашим воспитанникам. Я рада, что так сложилось в жизни, что я стала социальным работником, и 8 июня у меня профессиональный праздник. Считаю, что сегодня соцработник – это самая нужная профессия. В такой трудной экономической ситуации, что сложилась у нас в стране, многие люди испытывают трудности. И соцработники помогают людям преодолеть тяжелые жизненные обстоятельства и поддерживают связь с теми, кому плохо.
Есть ли еще профессии гуманнее? Думаю, нет.
Exit mobile version