Лугмота да взмёт паров… О чём писал «Магнитогорский рабочий» в начале июня 1933 года

Лето началось с чистки – колхозные поля и партию большевиков избавляли от вредителей.
Зато вводили в строй новые заводы, турбины и авиарейсы.

Партии – роль рулевого
Важным событием 1933 года была так называемая чистка партии. Январский пленум ЦК и ЦКК поручил ее «организовать таким образом, чтобы обеспечить в партии железную пролетарскую дисциплину и очищение партийных рядов от всех ненадежных, неустойчивых и примазавшихся элементов», – сообщал «МР» 3 июня. Шла борьба и с «коммунистами, уклонявшимися от ударной работы».
Тем временем в Магнитогорске было сорвано общегородское собрание рабкоров, посвященное вопросам чистки, рассказал «МР» 2 июня. В вышедшем по этому поводу постановлении горкома ВКП(б) в этом обвинялись редакторы многотиражек «За металл» (Писаревский), «Горняк» (Гнилорыбов), «На рельсах гиганта» (Рыбак).
В том же номере опубликованы выдержки из речи Серго Орджоникидзе на съезде по качественным сталям. Критикуя работу металлургической отрасли, железный нарком говорил: «У нас работают таким образом: первые дни месяца раскачиваются с трудом, а в конце месяца начинается невероятная суматоха, беготня, чтобы спасти лицо завода. У нас до сих пор сохранилась сезонность, и нередко металлург – директор завода или инженер не постесняется доказывать вам, что металлургический завод летом должен работать хуже, чем весной или осенью. А в холодную зиму от металлургов не требуйте работы, тут они вам приведут на помощь физику и всю науку. Неужели надо прекрасно механизированные металлургические агрегаты подчинить обычаям старины, когда работники металлургии летом бросали работу на металлургических заводах и уходили на полевые работы, на сенокос?» Не по-партийному выходило…

С заботой о «социалистическом урожае»
«Кобылка и луговой мотылек поедают всходы хлебов и овощей», – бил тревогу «МР», на поля нападали также лугмота и яровая совка. «Колхозники, шефские организации, активисты Осоавиахима, комсомольцы, пионеры – в поход, на защиту социалистического урожая», – призывала газета. Публиковались вести из колхозов «Красный маяк» Кизильского сельсовета, молочно-овощного совхоза, где шло «опрыскивание ядами огородных культур. На поля выведены 4 конных опрыскивателя и 10 ручных».
Колхозы «Крепость Советов» и «Красный Урал» с целью уничтожения вредителей проводили «взмет паров» – паровую вспашку, одновременно шла борьба химическим способом. Для этого «конский навоз сушат на солнце, затем толкут и просеивают через сито. Размельченный навоз будет укладываться в котлы и поливаться водой, отравленной мышьяковисто-кислым натрием», – сообщал «МР». Тем временем труженики готовились к слету ударников полей, на котором предполагалось подвести итоги посевной.

За связь без брака
«Такой ли должна быть связь?» – вопрошал со страниц «МР» от 3 июня некий М-к. «От Киева до магнитогорского телеграфа (3287 км через Москву) срочная депеша шла 2 часа 45 минут, а от магнитогорского телеграфа до квартиры (в Березках) эта телеграмма шла 51 час», – возмущался М-к. А отправленная 12 апреля в Киев телеграмма вообще не дошла до адресата. Четырнадцатого числа она вернулась в Магнитогорск, о чем М-к узнал только 22 апреля.
Зато 1 июня «МР» сообщал, что «открылось регулярное воздушное сообщение почтовых самолетов по линии Свердловск – Магнитогорск». Было открыто и ежедневное воздушное сообщение Москва – Свердловск, Москва – Берлин, Ленинград – Кенигсберг, Ленинград – Лодейное Поле – Петрозаводск – Вытегра, Свердловск – Хабаровск, Москва – Ленинград.
«Письма, карточки-бандероли – денежные переводы-посылки с отметкой «экспресс» будут отправляться на самолете, – писала газета. – Письмо, отправленное из Магнитогорска на самолете, будет получено в Свердловске через 4 часа 10 минут. В Челябинске через 2 часа и т. д.».
Как следует из одного объявления в номере от 1 июня, в поселке Магнитном тогда была улица Магнитогорская. Позднее улицы, названные в честь нашего города, появились во многих городах СССР. Но та, поселковая, наверняка была самой первой в стране.
И тракторы наши быстры…
«МР» от 2 июня опубликовал постановление комиссии исполнения совета народных комиссаров СССР, в котором о Магнитогорске говорилось: «До сих пор не выполнено специальное постановление Совета труда и обороны об окончании строительства в 1932 г. водопровода, канализации, больницы, банно-прачечного комбината, школы ФЗС», отдельные дома Магнитогорска были «плохого качества» и подлежали «переделке и капитальному ремонту». С трудом продвигалось и строительство второй плотины – об этом «МР» писал в номере от 3 июня.
Но пришли в тот день и радостные вести. «Пуск ЧТЗ – огромная победа социалистического строительства, – радостно рапортовал «МР». – Челябинский тракторный завод, производящий гусеничные тракторы, должен сыграть решающую роль в деле перестройки нашего сельского хозяйства».
«Желаю успехов в выполнении поставленной перед вами партией задачи – 40 тыс. крепких доброкачественных «Сталинцев» ежегодно на службу социализму», – писал в своем приветственном слове тракторостроителям Климент Ворошилов. «Сталинец» был на тот момент лучшим и самым производительным трактором в Советском Союзе. До этого высокопроизводительные сельхозмашины наша страна получала только из-за границы.
А 4 июня «МР» сообщил о большевистской победе коллектива магнитогорской электростанции, где было «блестяще проведено испытание турбины в 50 тысяч киловатт». Это была четвертая турбина ЦЭС. На митинге по поводу события присутствовали первые лица города, строительства и представитель германской фирмы «АЕГ» монтер Миссе, восхищавшийся энтузиазмом магнитогорских комсомольцев.
Exit mobile version