Сквозь невидимые миру слёзы. Михаил Никитин: «имитировать» мне не хотелось бы…»

Заслуженный артист России не любит бенефисов в свою честь.
Однако событие это, недавно состоявшееся в драматическом театре имени Пушкина, имеет один несомненный плюс – оно дает повод рассказать о замечательном актере, полюбившемся магнитогорской публике.
И кино, и немцы
Он начинал как советский киноактер. В 1987 году Михаила Никитина, в ту пору второкурсника московского Государственного института театрального искусства имени Луначарского, позвали сниматься в нашумевшей перестроечной кинодраме «Меня зовут Арлекино» режиссера Валерия Рыбарева, где Никитин сыграл роль одного из членов банды главного героя.
К тому моменту молодой актер уже успел походить по коридорам киностудий и, утратив надежду, оставил это занятие. И вдруг случилось чудо – его разыскали и пригласили на роль. Так Михаилу Анатольевичу впервые помогла его яркая характерная фактура. Съемки в Белоруссии, общение с известными актерами оставили много счастливых воспоминаний. Там Никитин попробовал себя и в качестве ассистента режиссера.
Спустя еще два года начинающего актера пригласили в картину Игоря Шешукова «Танк «Клим Ворошилов-2», снятую по одноименной повести Валерия Залотухи, в основу которой были положены реальные события начала Великой Отечественной войны. Первоначально Михаил Никитин пробовался на роль Василия Лето, но в итоге взяли его на главную роль – командира танка Ивана Мамина.
– Игорь Шешуков был непростым режиссером, который снимал непростые фильмы о реальных людях. Он сам говорил, что его «сослали» на киностудию имени Горького с «Ленфильма». Сослали из-за его характера, его непредсказуемости и дали снимать эту картину о войне, – вспоминает Михаил Анатольевич.
Фильм «Танк «Клим Ворошилов-2» – это «война без войны», в нем не было привычных всем образов героев, поэтому от съемок стали отказываться известные актеры. Непростым был и разговор о картине в телепрограмме «Кинопанорама». Режиссера стали обвинять в том, что он показал в своем фильме отступление, дезертирство, отчаяние и панику. Но в защиту Шешукова выступил тогда один из ветеранов войны, Герой Советского Союза. И сейчас многие телезрители сожалеют, что фильм, правдиво рассказывающий о трагедии народа и возводящий простых безымянных солдат в герои, не показывают в День Победы.
Потом последовали и другие предложения о съемках, но Михаил Никитин отказывался. Эпоха советского кино канула в Лету, будущее российского было неопределенным и размытым, а пока на экранах властвовали фильмы о бандитах и сериалы.
Пермский период
Михаил Никитин к тому времени уже безраздельно принадлежал театру, которому верен по сей день. А ведь первые попытки играть в народном коллективе, которые он предпринимал еще до службы в армии, были, на его взгляд, неудачными. Потом был и провал при поступлении в училище культуры в родном Ижевске, где Михаила Анатольевича признали профнепригодным. Однако в ГИТИС он поступил с первой попытки и в творческую обойму попал довольно быстро.
И пусть 1990-е были непростым временем для театра, в судьбе Михаила Никитина тогда был «пермский период» – один из самых интересных в жизни актера. Работать доводилось с необыкновенными людьми, воплощавшими самые невероятные проекты. Например, с учеником режиссера Анатолия Васильева Александром Ишматовым, будущим настоятелем монастыря, который, уже будучи священником, не мог оставить храм искусства и иногда возвращался туда, чтобы поставить спектакль. Пермский период знаменателен и тем, что именно тогда появились у Михаила Анатольевича настоящие друзья, живая связь с которыми осталась навсегда. В Перми Никитин сначала служил в академическом драматическом театре, потом – в не менее известном театре «У моста».
– Даже американские актеры влюблены в нашу театральную школу Станиславского, – говорит Михаил Анатольевич. – Ее прошли Роберт Де Ниро, Аль Пачино, которые на самом деле скучают по театру, и, если чувствуют, что теряют профессию, стремятся вернуться туда. Многие великие театральные актеры старшего поколения без остатка посвятили себя театру, никогда не снимались в кино. Потому что любая «работа на стороне» сильно выбивает из «процесса». А театр – это, пожалуй, единственное искусство, произведение которого рождается на глазах зрителя, здесь и сейчас, искусство, основанное на общении живого человека с живым человеком, на живом слове, живом порыве, живых эмоциях. Театр задевает то, что внутри, и это самое ценное. Поэтому он вечен и всегда будет нужен людям.
«Кто хотит на Колыму…»
Затем в судьбе Михаила Никитина были Астраханский областной драматический театр и один из самых необычных театров России – Магаданский музыкальный и драматический. Он примечателен тем, что появился раньше, чем Магадан: родился в 1930-х годах как театральный коллектив ГУЛАГа, где отбывали срок прекрасные артисты, и на многие годы стал для них спасением. Имен исполнителей порой даже не было в программках, а за любую ошибку на сцене могли навсегда лишить права выхода на нее. В 1950-х театр стал областным, в нем стали работать и вольнонаемные артисты.
Магадан до сей поры помнит имя народного артиста РСФСР Леонида Варпаховского, арестованного в 1937 году, а в 1945-м поставившего на сцене театра оперу «Травиата», имевшую сумасшедший успех.
В 1940-х годах там играли будущий народный артист СССР заключенный Георгий Жженов, заключенный Вадим Козин.
Театр этот с советских лет славился сильными традициями, заложенными великими мастерами сцены. Там Михаилу Никитину довелось поработать в качестве режиссера и быть выдвинутым на соискание звания заслуженного артиста России, которое сначала надолго «затерялось» по дороге в далекий Магадан, но потом, в 2010 году, как, впрочем, и должно было случиться по высшей справедливости, нашло своего героя.
Счастлив ли Счастливцев?
С 2013 года Михаил Никитин служит в нашем драматическом театре имени Пушкина. Магнитогорск стал первым городом, где актер обрел собственное жилье, ради которого театральная семья Михаила и Ларисы Никитиных, в которой подрастал сын, решилась когда-то ехать в суровый северный край. Магнитогорск подарил новые роли – и одна из них, роль неприкаянного бродяги комика Счастливцева из «Леса» Александра Островского, была удостоена награды областного фестиваля «Сцена». В Магнитогорске появились и новые преданные поклонники таланта замечательного характерного актера.
В чем загадка неподражаемого обаяния Михаила Никитина – в счастливом сочетании неповторимой фактуры и яркого актерского дара? За что его любят зрители? Кажется, на сцену можно вывести толпу красавцев, но если там же окажется Никитин, уже через минуту все внимание, интерес и обожание публики будут принадлежать ему без остатка…
Отгадка лежит примерно там же, где и истоки бессмертной всенародной любви к лучшим характерным актерам прошлого – Евгению Леонову, Георгию Вицину, Алексею Смирнову. Их любили и продолжают любить не только за «видимый миру смех», но и за «невидимые миру слезы» – боль души человеческой, которой они жили и умели делиться, вырываясь за пределы узкого амплуа, выводя своих комедийных на первый взгляд персонажей на уровень героев высоких жанров, больших человеческих драм и даже трагедий. Ведь каждый человек трагичен по сути. Главное – не «разменять» эту боль на дешевые шоу, на пустяки, сохранить ее в себе, убежден Михаил Никитин.
– «Актер – самая неблагодарная, зависимая профессия, где вам придется «раздеваться», оголять душу», – говорила нам преподаватель ГИТИСа Ирина Судакова, – вспоминает Михаил Анатольевич. – Я владею техникой, которая позволяет «имитировать», но «имитировать» мне не хотелось бы. А хотелось бы сохранить себя как можно дольше и как можно дольше выходить на сцену…
Оставаться таким же неугомонным и так же бесконечно радоваться жизни, жить вечным беспокойством, размышлять, спорить, всегда быть «наполненным» смыслом, ценить все лучшее в человеке, так же беззаветно любить театр, радовать зрителей новыми удачно «схваченными» сценическими образами и неуклонно двигаться вперед – всего того, о чем мечтает недавний юбиляр, заслуженный артист России Михаил Никитин, желали ему коллеги, друзья, поклонники.
Exit mobile version