Сколько подлодок было в СССР перед Великой Отечественной войной, что сказала перед кончиной вдова Пушкина, и где вертолет упал на трамвай, рассказывает «МР-инфо».
Подлодки Малинина
26 ноября 1926 года Совет Труда и Обороны утвердил первую советскую программу военного судостроения. Она была рассчитана на шесть лет, до 1932 года, и предусматривала, в частности, строительство двенадцати подводных лодок. В соответствии с этой программой в Ленинграде на Балтийском судостроительном заводе было создано специальное Техническое бюро по проектированию советских субмарин (Техбюро №4) во главе с инженером-конструктором Борисом Малининым, строившим подлодки еще в царское время. (Борис Малинин, кстати, был сводным братом прославленной летчицы Марины Михайловны Малининой, по мужу Расковой).
В 1930 году изготовленная по чертежам Техбюро первая советская подводная лодка “Декабрист” при пробном погружении дала аварийный крен, вследствие чего Малинин и его ближайшие сотрудники были обвинены во вредительстве и арестованы. В 1932-33 гг. их “досрочно и условно” освободили. К началу Великой Отечественной войны СССР располагал подводным флотом, значительно превосходящим по численности флот любого государства мира, – 211 единиц. А Борис Малинин в 1943 году был удостоен Сталинской премии.
Любовь и муза
26 ноября 1863 года умерла Наталья Гончарова-Пушкина, жена великого поэта. Правда, на памятнике на кладбище Александро-Невской Лавры, где погребен ее прах, выбита только одна фамилия «Ланская». Это фамилия ее второго мужа, генерала Петра Ланского, с которым Наталья Николаевна вступила в брак спустя семь лет после роковой дуэли. Гончарова и Пушкин – поразительная это была пара. Тонкая, высокая, стройная, очень красивая девушка с кротким застенчивым и меланхоличным выражением лица и мятежный поэт, «потомок негров безобразный», ниже ее на девять сантиметров и старше на тринадцать лет. Но они любили друг друга. За шесть счастливых лет, которые они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. После злосчастной дуэли раненый Пушкин в дороге беспокоился лишь о том, чтобы по приезде домой не испугать жену. А 26 ноября 1863 года, умирая, в лихорадочном забытьи, Наталья Николаевна шептала побелевшими губами: «Пушкин, ты будешь жить!» – хотя Пушкина не было в живых уже много лет.
Обошлось без жертв
Необычное крушение вертолёта Ка-27 c жёсткой посадкой на трамвай посреди площади произошло в 1980 году в Казани. 26 ноября на заводском вертодроме в Кумертау (Башкирская АССР) были подготовлены к вылету 3 военных вертолёта Ка-27 для их передачи в Североморск в место постоянного базирования. Вертолёты должны были добраться до конечного пункта своим ходом. Первой перевалочной посадочной площадкой должен был стать вертодром Казанского вертолётного завода (отрезок примерно 550 км). Однако, по какой-то причине техники, заправлявшие вертолёты топливом, дозаправили лишь головной вертолёт группы. Два других вертолёта дозаправлены не были, и в баках находились остатки горючего после проведённых накануне заводских испытаний двигателей. Также по неизвестной причине пилоты вертолётов при предполетной подготовке не убедились в достаточности топлива в баках. Когда группа летела над Казанью, у ведомых вертолетов топливо закончилось. Один из них приземлился на газоне стадиона «Тасма», второй в двух кварталах от него на площади Восстания. Вертолёт майора Ольховика врезался в асфальтовое покрытие, порвав корпусом и лопастями контактные кабели и провода электрических сетей и телефонной станции. Двигаясь по инерции, вертолёт закрутился, опрокинулся на левый борт и зацепил лопастью стоявший на светофоре трамвай. В течение нескольких часов аварийные службы восстановили электро- и телефонные коммуникации, контактные кабели горэлектротранспорта и залатали продавленный асфальт. Поврежденный трамвай был отбуксирован в ближайшее депо. Сам вертолёт был спешно частично разобран прибывшими специалистами и, вместе с мелкими обломками, был транспортирован на Казанский вертолётный завод. Происшествие не повлекло за собой жертв (трамвай был пустой и двигался в трамвайное депо) и особо значительных разрушений (здания и подземный переход на Площади Восстания не получили и малейших повреждений).