Когда в Москве отлили Царь-колокол, кто погубил генетика Вавилова, и где родилась Нонна Мордюкова, рассказывает «МР-инфо».
Царь-колокол
В 1735 году в Москве был отлит Царь-колокол. Часто думают, что его изготовили одновременно с Царь-пушкой, однако их разделяют 150 лет (пушку весом 2400 пудов – более 39 тонн отлили в 1586 году). Колокол-гигант делали по заказу императрицы Анны Иоанновны более двух лет; за это время умер литейщик Иван Моторин, и работу завершил его сын Михаил. Для отливки колокола весом 200 тонн потребовалось всего 72 минуты, но вытащить его из литейной ямы так и не смогли. Два года спустя при пожаре от колокола откололся кусок весом 11 тонн. Колокол пробыл в земле 101 год и 7 месяцев. Только в 1836 году гиганта, наконец, извлекли наружу и установили на постаменте.
«Буржуазный» генетик
25 ноября 1887 года родился крупнейший советский ученый – ботаник, академик Николай Иванович Вавилов. В поисках новых видов растений он объездил полмира и сделал множество открытий. Величайшее из них – теория иммунитета растений, без которой сегодня не обходится ни один селекционер в мире. Он был ярким представителем классической генетики, и когда вдруг появилась некая новая псевдо-генетика, которую выдумал и назвал “мичуринской” невежественный и нахрапистый агроном из Одессы Трофим Лысенко, Вавилов только смеялся. Но смеяться ему пришлось недолго. Лысенковцы переносили научные споры в политику и навешивали на своих противников ярлыки “буржуазных” ученых, а подобные обвинения в те времена имели нешуточные последствия. Всесоюзный институт растениеводства в Ленинграде, который возглавлял академик Вавилов, вскоре наводнили так называемые “мичуринцы”, которые шумели о яровизации озимых пшениц, об отсутствии генов, о превращении одних видов в другие (например, кукушки в пеночку) и тому подобных, с позволения сказать, “открытиях”. Вавилов мужественно отстаивал от них свою науку, а они действовали за кулисами. В августе 1940 года Вавилова арестовали, увезли в Саратовскую тюрьму и там замучили. Он умер от истощения в тюремной больнице 26 января 1943 года в возрасте 55 лет.
Кубанская казачка
25 ноября 1925 года в станице Константиновская Донецкой области родилась Нонна Мордюкова, которой суждено было стать звездой советского экрана. Она сыграла в фильмах «Женитьба Бальзаминова», «Русское поле», «Дядюшкин сон», «Семья Ивановых», «Председатель», «Бриллиантовая рука», «Комиссар», «Pодня», «Мама» и многих, многих других. Уже за первую свою роль Ульяны Громовой в фильме «Молодая гвардия» студентка Мордюкова в 1949 году получила государственную премию СССР, а в 1992 году Британская энциклопедия кино «Кто есть кто» включила Нонну Викторовну в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Помимо Мордюковой из русских этой чести удостоилась только Фаина Раневская. Личную жизнь знаменитой актрисы вряд ли можно назвать счастливой. С первым и единственным официальным супругом – Вячеславом Тихоновым актриса прожила в браке 13 лет. Они были очень непохожи. “Они сошлись… лед и пламень” – говорили про них. Она – яркая кубанская казачка, говорит громко, смеется, так от души. Он – скромный, тихий, павловопосадский мальчик. Мордюкова рассказывала, что они с Тихоновым не жили, а мучились. Ни ему домой не хотелось, ни ей. Но уже родился ребенок. Да и развод в те времена был делом очень предосудительным. У Вячеслава Тихонова в повторном браке жизнь семейная сложилась. А вот у Мордюковой – нет. “Выходила я замуж, да только без загса, – сказала как-то артистка. – Мужья мне все не те попадались. Красивые были, как боги, но какие-то инфантильные, несостоявшиеся”. В одном из интервью Нонна Викторовна сказала, что у нее осталась на Тихонова обида – он ни разу за всю их совместную жизнь не поздравил ее с днем рождения. “Бывало, солнце уже садится, а я все жду, что вспомнит. Не дождалась…” И все же в фильме Ренаты Литвиновой “Нет смерти для меня” актриса признавалась, что тоскует по Тихонову.