Когда вершилась эпоха. Откуда есть пошло музейное дело в Магнитогорске

История его зарождения и формирования в нашем городе сложна.
Идея создания музея впервые на официальном уровне была озвучена в приказе начальника Магнитостроя Якова Гугеля в 1931 году. Он поставил задачу перед информационным отделом управления «приступить немедленно к собиранию и подготовке всех имеющихся на строительстве материалов, могущих быть использованными для организации музея». Рекомендовалось развернуть его в помещении станции оздоровления и организации труда.
По словам художника-оформителя Н. А. Ерасовой, работавшей тогда в Магнитке, в середине 1931 года в фойе левобережного цирка была организована выставка, посвященная четвертой городской партконференции. Отдельные ее объекты запечатлены на фото, которые Н. А. Ерасова прислала в краеведческий музей в 1972 году.
В 1932 году президиум Горпросвета наградил художницу отзывом-благодарностью за работу по оформлению выставки-музея. Так понятие «музей» начинало приобретать зримые очертания.
Шло накопление материала, который использовался в наглядной агитации, в создании фотоальбомов по истории строительства цехов, в выставках по пропаганде технических знаний. Видимо, было собрано достаточно экспонатов для того, чтобы у руководства возникла идея о необходимости создания полноценного музея.
В 1934 году в Магнитогорск был командирован Петр Петрожицкий, его оформили на работу как директора музея. К тому моменту Петрожицкий был известен в стране как великолепный лектор, пропагандист технических знаний, человек культурный и просвещенный.
С 1931 года он приезжал на Магнитострой в качестве руководителя бригады по техпропаганде, которой был создан цикл технико-производственных лекций о Магнитогорском комбинате. Директор комбината Авраамий Завенягин в одном из приказов писал: «Всем начальникам участков и прорабам при нахождении каких-либо ископаемых животных и археологических остатков немедленно сообщать директору музея т. Петрожицкому». Однако для музея так и не было найдено подходящее помещение. Он должен был обрести стены вместе с Домом техники в строящемся здании химлаборатории. А пока наиболее ценные экспонаты Петрожицкий хранил дома.
В «Магнитогорском рабочем» в сентябре 1936 года был опубликован материал «Частная лавочка под вывеской производственного музея». Автор Варнавский возмущался, что Петрожицкий не делает выставки, а использует собранный материал для своих лекций. Вопросом «Когда закроют эту лавочку?» заканчивалась статья. В одном из майских номеров «МР» от 1937 года технический пропагандист П. Мудров пишет, что Петрожицкий «втерся в доверие к руководству комбината как знаток музейного дела, отсиживается в своем учреждении (квартире), сам ничего не делает и другим делать не дает».
Ради справедливости приведем еще один материал из «МР» «Мудров устраивается за счет государства». Столяр, работающий в отделе техпропаганды, пишет, что завотделом П. Мудров привел его к себе домой и приказал делать вешалку, две этажерки и буфет. А когда столяр отказался носить Мудрову домой стружки из мастерской, тот пригрозил ему увольнением. История же с Петром Петрожицким закончилась тем, что в 1937 году он был арестован, а в 1938 году расстрелян в Магнитогорске.
Параллельно с усилиями комбината по организации музейного дела в эту работу включились и городские власти. Краевед-энтузиаст Константин Марега, долгое время работавший в Русском обществе любителей мироведения при Центральном бюро краеведения АН СССР в Ленинграде, волею судеб заброшенный в Магнитку, где он проработал с 1935 по 1938 год, с особой настойчивостью занялся созданием в городе краеведческого музея.
В 1936 году Константин Семенович написал письмо в Центральное бюро краеведения с просьбой директивно поддержать и помочь в организации краеведческой работы и создании музея. По воспоминаниям Константина Мареги, к весне 1937 года в городе было создано общество краеведов с семью секциями. Перед горисполкомом был поставлен вопрос о материальном обеспечении и помещении для музея. Но отдел культуры горисполкома переориентировал денежный поток на театр кукол. Не нашлось и помещения. В результате Магнитогорское общество краеведов распалось.
Константин Марега пишет в воспоминаниях: «Ценные исторические материалы, геологические коллекции, экспонаты производственного музея комбината, коллекции школьных кружков, выставок городских учреждений, предметы, найденные у жителей станицы и города, не удалось объединить в стенах одного музея, и многие были растеряны…»
В одной из бесед со старейшим работником краеведческого музея, хранителем фондов Надеждой Ивановой удалось узнать о дошедшем до нее предположении, что в 1930-е годы то ли на Первом, то ли на Пятом участке в одном из бараков был музей, который сгорел со всеми экспонатами. Однако ни в газетах, ни в других материалах подтверждения этому факту не нашлось.
Если сегодня заглянуть в музеи города, можно найти экспонаты явно из тридцатых годов прошлого века, например, альбомы по строительству объектов комбината, по проектированию города и другие. Они «пришли» в музеи из производственных профкомов, парткомов, библиотек как «отголоски» проведенной ранее работы. А официальные даты создания крупнейших музеев Магнитки – городского историко-краеведческого, музеев ММК, треста «Магнитострой» – это уже послевоенное время и совсем другая история, которая хорошо известна.
Exit mobile version