Читать в три года? Что думают психологи о раннем развитии ребенка

«Ей уже четыре, а она букв не знает», – вздыхает молодая мама. «Ты в три года уже читала», – укоряет маму бабушка. «Как же он учиться в школе будет?» – ахает соседка. И растерянные родители стремятся пройти с ребенком едва не всю школьную программу с пеленок. Надо ли это? Что такое раннее обучение и раннее развитие? “МР-инфо” разбирался вместе с психологом.

Атака на родителей

Стремление взрослых научить читать и писать как можно раньше имеет под собой основание. Слишком часто и слишком многие твердят им, сколько они упускают и как не развивают своего ребенка.

Многочисленные «доброжелатели»: соседи, знакомые, интернет-блогеры. Особенно сильно настаивают на раннем обучении те, у кого своих детей нет. Или есть, но не несколько, а один, чаще всего беспроблемный, «подарочный». На любой вопрос замученной мамы дошкольника такие знатоки выдают, как правило, не конкретный ответ, а поучения в стиле «Мой Ваня уже в год бегло читал». При этом скромно умалчивают о трудностях с капризами или приучением к горшку своего ребенка.

Родственники – бабушки, тети, тещи и свекрови, забывшие о ранних годах жизни собственных детей. «А вот в наше время…», – вздыхают они, давая молодой маме четкий посыл: если твой ребенок в год не знает все буквы, ты плохая мать!!!

Читать в три года? Что думают психологи о раннем развитии ребенка

Не отстает и реклама «школ раннего развития», курсов «подготовки к школе с нуля лет» – яркая, заманчивая, красочная. «Читаем с пеленок», «После трех уже поздно» – крупные буквы, цветные картинки с экранов телевизоров, из интернета, из книжных магазинов, с рекламных плакатов и буклетов.

Собственные опасения молодых мам. Потому что с момента родов (а то и раньше) они слышат все вышеперечисленное не раз и не два. И устали от вопросов без ответов так сильно, что не верят уже ни себе, ни своему ребенку, а ориентируются только на требования «общественности». А их, требований этих, столько, что запутаешься. Вот и страшно – а вдруг…??

В этом хоре теряются одиночные голоса мам многодетных. Потому что такие мамы понимают: все дети – разные. Один стихи учит, а вторая плачет по ночам лет до шести. Даже в одной семье и у одних родителей.

Учить или развивать?

Раннее развитие и раннее обучение – это разные процессы, и первый намного шире второго. Развитие – это процесс, стимулирующий познавательный и исследовательский интерес ребёнка-дошкольника. Обучение – процесс, направленный на получение малышом конкретных навыков и умений. Прежде чем появится возможность чему-то научиться, у ребенка должны созреть определенные функции.

Человек не рождается готовым, он растет, созревает, превращаясь из беспомощного младенца во взрослого. И так же созревает, а не дается готовым не только его тело, но и мозг.

Зоны мозга развиваются не все мгновенно, а постепенно и неравномерно. И у всех людей этот процесс происходит по-разному. Даже периоды возрастного развития определяются учеными не с точностью до месяца, а довольно приблизительно.

Для каждого периода характерна ведущая деятельность. То есть та, для которой он, период, наиболее приспособлен и благоприятен. Та, на которую направлены все интересы и желания человека, и которая развивается лучше и быстрее всего именно в это время. Ни в какое другое такого быстрого созревания именно этой сферы не получится.

Для периода от года до 3 лет главное: овладение телом и исследование мира вокруг. Малыши учатся прямо и уверенно ходить и бегать, действовать руками, сохранять координацию. Познают мир наощупь, а то и на вкус: трогают, ощупывают, переворачивают, облизывают. С одинаковым увлечением исследуют и новую игрушку, и старую кастрюлю, и кусок палки, найденный на улице. К 3 годам почти все дети начинают разговаривать.

Для периода от 3 до 7 лет самый большой интерес – познание мира, социальных связей, развитие воображения, фантазий и эмоций. Узнавание людей вокруг, ролей, которые эти люди играют, чувств, которые испытывает человек в процессе взаимодействия. Ребенок как бы примеряет реальность на себя.

Происходит все это в игре. Дети играют самозабвенно, едва не сутками: в магазин, в дочки-мамы, в больницу, в зайца и Ивана-царевича. Фантазируют: «Давай ты будешь медведем, а я лисичкой, и как будто мы с тобой поехали в гости к слоненку». Да такие сказки сочиняют – куда там именитым писателям.

Еще дошколята любят бегать, прыгать, спускаться и подниматься, перелезать и залезать, висеть вниз головой, кружиться на месте… «Ни минуты покоя»,  – вздыхают родители. Так развивается крупная моторика, координация, ловкость, и все, что нужно – дать малышам возможность двигаться. И умение одеваться-раздеваться, владеть ложкой и хотя бы минимально обслуживать себя им тоже нужно освоить.

Но зоны мозга, которые нужны для понимания и запоминания букв, цифр, чтения, еще не готовы работать. Они созревают обычно к 6-7 годам.

А что же пора?

Развивать, безусловно, надо. И помощь родителей здесь неоценима. Но участвовать в развитии ребенка можно по-разному. Буквы и цифры в этом – не самое главное.

Воображение. Сочиняйте вместе истории – обо всем на свете. О маме медвежонка, которая идет в гости; о солнечном лучике, который проснулся в хорошем настроении; о листе березы, который захотел попутешествовать. Материала вокруг много: листья, трава, цветы, снежинки, небо на рассвете и закате. Вспоминайте про них истории, стишки и сказки.

Читаем вместе. И обязательно обсуждаем прочитанное, придумываем продолжения и альтернативы. «А если бы Иван-царевич не бросил в огонь лягушачью шкурку? А как бы ты поступил на его месте? А что было бы, если бы папа-царь не согласился на брак сына с лягушкой?…».

Музыка. В одной и той же мелодии каждый услышит что-то свое: кто-то – как птичка запела, а кто-то – как тучка плачет. Даже самые простые детские песенки помогают развивать слух и будят фантазию.

Творчество. Рисунки, поделки из найденных на прогулке веточек и листьев, лепка из пластилина – все это развивает не только воображение, но и мелкую моторику, готовит руку ребенка к письму. Когда-то давно девочки вырезали из бумаги кукол, рисовали для них не только одежду, но и мебель, целые квартиры. А истории про получившихся героев еще долго можно будет вспоминать перед сном.

Театр. Дети обожают наряжаться в сказочных героев, просто не мешайте им. А взрослым можно вспомнить забытые дореволюционные традиции, когда ставились домашние спектакли, устраивались костюмированные вечера и балы-маскарады. Не все можно реализовать в малогабаритной квартире – но опыт будет интересным.

Слово и речь. Развитие словарного запаса важно как в учебе, так и в жизни. Вспомните как в детстве вы играли в шпионов и придумывали тайный язык. Перефразируйте знакомые слова или произносите их задом наперед. Разговаривая с ребенком, используйте не только бытовую, но и литературную речь. Учите стихи, пословицы, поговорки, песенки.

Красота. Не менее важно эстетическое развитие. Учите детей видеть прекрасное в природе – благо, даже в городе ей есть что нам показать. В картинах, скульптурах, пусть не «вживую», а в репродукциях, как книжных, так и в интернете. Рассказывайте и объясняйте, что значит красиво, а что безобразно в одежде и прическах. Пусть даже, подрастая, отпрыск начнет отвергать ваши понятия, но все-таки вкус формируется с детства.

Я тебе сочувствую. Неправда, что дети жестоки: они умеют сопереживать. Но распознавать эмоции, понимать состояние другого человека и свое собственное – этому учатся. Обсуждайте с ребенком прочитанное, увиденное, услышанное. Что означает вот такое выражение лица, позы, жесты, интонаций. Почему в радости человек ведет себя так, а в горе – по-другому. Смотрите хорошие детские сказки и обращайте внимания на состояние героев. Говорите с ребенком о его собственных эмоциях: «Кажется, ты сейчас злишься» – так он будет знать, как называется его состояние, а потом и научится с ним справляться.

Мир, в котором мы живем. Бесконечные детские «Почему?» и «Зачем?» в основе имеют интерес и потребность узнать о мире вокруг. Чем разнообразнее ответы, тем полезнее. С одной стороны, просто: никаких специальных занятий не требуется. С другой, нужно терпение отвечать на сто тысяч вопросов в час, при этом не раздражаться и находить такие слова, чтобы ребенок понял. Мало знать, почему, например, солнце встает на востоке – нужно объяснение, понятное для четырехлетки.

Конечно, хочется, чтобы знания чада к концу дошкольного возраста были не хаотичными и обрывочными, а полными, всеобъемлющими. Перечень того, что должен знать будущий первоклассник, можно найти и у детских психологов, и у воспитателей, и на специализированных сайтах в интернете. Он кажется большим, но множество этих сведений дается между делом: по дороге из детского сада, магазина, на прогулке.

Давай поиграем

Главная задача родителей дошкольника – дать ребенку наиграться. Столько, сколько ему надо.

Сюжетно-ролевые игры важны для детей потому, что таким образом они познают социум и учатся вести себя в нем, отрабатывают навыки ролевого взаимодействия. А где проще и безопаснее всего тренироваться? В игре. И интереснее, конечно, если ты не один.

Играйте с ними – в дом, в магазин, в волшебников, в зоопарк. Можно просто следовать за предложениями детей – они сами скажут, что им нужно. А еще в игре хорошо видны способы взаимодействия ребенка и мира: например, то, как общается с детьми воспитательница в детском саду. Да и себя можно увидеть со стороны совсем другими глазами.

Кроме сюжетно-ролевых, есть множество других игр: от отгадывания загадок до игр на сообразительность и смекалку. Например, веселые «обзывалки», когда участники поочередно обзывают друг друга фруктами (ты – зеленое яблоко, а ты – спелый банан), овощами, цветами и пр. Так можно и во время ссор пар спускать: «Ребенок, ты сегодня не вкусная груша, а какая-то фасолина сухая прямо, я тебя сейчас укушу уже!».

Или игры на развитие мелкой моторики: рассортировать фасоль на белую и красную (еще и цвета выучить придется), выложить из спичек домик. Даже мытье посуды – тоже тренировка ловкости и сообразительности, а еще – приучение к домашним делам.

Очень важны игры подвижные, развивающих координацию и ловкость. С мячом; со скакалкой; любимая когда-то многими девочками «резиночка» – вспомните собственное детство. «Съедобное-несъедобное», «Монах в красных штанах», «Вышибалы» – расскажите о них детям.

Кажется, так много всего и так сложно. Но не стоит пугаться: большая часть этого делается незаметно, в общении и обычной жизни. Мы тоже когда-то были детьми – надо просто вспомнить об этом. И любить своего ребенка.

Exit mobile version