Традиции гостеприимного Востока. Новая выставка картинной галерее увлекла магнитогорцев

Совершить культурную поездку в солнечный Самарканд или жаркую Бухару из заснеженного Магнитогорска? Легко! Достаточно побывать в Магнитогорской картинной галерее, пишет сайт “МР-инфо”.

Здесь развернулась выставка из фондов МКГ «Художники Средней Азии». В зале ДПИ разместилось более 80 работ, созданных художниками  Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана в 1960-80 годы: живопись, графика, скульптура, керамика. В свое время картинная галерея все их получила их в дар от Союза художников СССР по приказу Минкультуры РСФСР из Дирекции выставок Художественного фонда.

Центральное место в экспозиции, конечно же, занимает керамика – один из наиболее широко развитых промыслов Востока. Практически все работы выполнены в технике подглазурной росписи, в которой керамические изделия расписываются до обжига глазури, но каждую отличает своеобразие форм и затейливых узоров, чистота и яркость цветов, виртуозное исполнение.

– Если говорить о керамике, то она на Востоке в  советский период была очень разнообразна, процветала, потому что в силу жизненного уклада народы Средней Азии широко развивали гончарное искусство, – отмечает куратор выставки, старший научный сотрудник научно-фондового отдела МБУК «МКГ» Юлия  ЛЯЩЕНКО. – Было много признанных мэтров. Так, например, мы очень гордимся, что в наших фондах есть сервиз для плова узбекского мастера Мухитдина Рахимова.

Традиции гостеприимного Востока. Новая выставка картинной галерее  увлекла магнитогорцев

Это наследник целой династии гончаров, к слову, в Ташкенте в честь него даже назван завод керамики.  Мухитдин Рахимов известен тем, что исследовал традиционную керамику, написал ряд книг на эту тему, а практическим результатом его исследований стало немало творений, в том числе – несколько вот таких сервизов, один из которых хранится в Магнитогорске.

Чтобы разместить все 26 предметов пришлось задействовать 4 витрины – огромные блюда, тарелки, чайник и крохотные пиалочки для чая, непременного спутника трапезы. По восточной традиции доброму гостю полагалось чай наливать на донышке, чтобы как можно чаще была возможность поухаживать за ним, показывая свое уважение. В вязи традиционных узбекских узоров замечаем цифру 50: свой сервиз мастер посвятил полувековому юбилею Советской власти.

В экспозиции занимают достаточно большое место ляганы, на которые можно выложить  целую гору плова или других традиционных яств. У восточных народов плов имеет сакральное значение – без него не обходится ни одно празднество, и рецептов его столько же, сколько и народов в Средней Азии. В гостеприимном Узбекистане на плов собирают сотни друзей и родственников, поэтому и блюда под него требуются немалые.

Еще один известный узбекский керамист, основатель Самаркандской школы современной керамики – Усто Умар Джуакулов. В коллекции МКГ есть поющая пиала его работы – если положить в нее бусину и совершать вращательные движения – чаша запоет. Умар Джуакулов совмещал традиции гончарного искусства Узбекистана с новаторскими приемами.

Приставка Усто перед именем неслучайна – так на Востоке обращались к выдающимся мастерам, признавая их величие, проявляя почтение к ним. У керамиста было много учеников и последователей, в том числе Мирзабохом Авдувахабов, чье блюдо «Дом – Табак» мы тоже можем увидеть на выставке. Среди других известных мастеров Махсутали Турапов и Худойберди Хакбердиев. Работы всех этих гончарных дел мастеров хранятся в фондах известных узбекских и зарубежных музеев, частных коллекциях, и у нас есть уникальная возможность  познакомиться с талантами восточных керамистов, сохранивших традиции народного искусства.

Если керамика – работа преимущественно мужская, то ткачеством и созданием текстильных изделий занимались женщины. Здесь мы можем увидеть декоративный кошелек и вышитую наволочку работы Татьяны Лысенко. Художница всю свою жизнь провела в Киргизии и посвятила изучению народных традиций работы с текстилем.

Не обошлось без скульптуры – медные «Хлопкоробки» туркменского скульптора Джумадурды Джума показывают тяжкий труд собирательниц хлопка, а изящная и гордая «Каракалпакская девушка», вырезанная из дерева Василием Дегтяревым, к слову, стала, одним из объектов музейного ориентирования во время «Ночи искусств». Есть скульптуры из терракоты: «Дед и внук» авторства Виктора Шестопала и «Вернулся» Абдурахима Мухтарова. Весьма интересна композиция «Букет Киргизии». Издалека она кажется вырезанной из дерева, но подойдя ближе понимаешь – это тиснение из кожи. Как рассказывает Юлия Лященко,  кожу размягчают, мнут, пропитывают клеем и формируют изделие.

На выставке в большом разнообразии представлена живопись и графика.

–  Если говорить об изобразительном искусстве, то нужно не забывать, что по традициям ислама запрещалось изображать людей и животных, – напоминает Юлия Владимировна. – Советское время буквально освободило от этого религиозного запрета исламские народы. В 1930-е годы в Средней Азии существовала программа по развитию искусства. Создавались музеи, художественные школы и училища, началась подготовка национальных творческих кадров, которые могли бы развивать и пропагандировать искусство. Местные художники получали классическое образование. Это было время интенсивного развития культуры этих регионов, причем, в тесном взаимодействии с традициями русского реалистического искусства.

Мы можем видеть немало портретов. В основном это изображения рабочего люда – садоводы, колхозники, рыбаки, чабаны. Есть бытовые сценки, немало и пейзажей – цветущие горные долины, сухие пустыни, величественная архитектура Востока, живописные улочки и сады. Впечатляет цветовая гамма – яркий красный, густой бордовый, насыщенный зеленый, терракота.

Есть среди художников и русские фамилии – экзотика Средней Азии в свое время вдохновляла многих живописцев, которые путешествовали, подолгу жили в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и активно творили здесь. Привлекают зарисовки ектеринбуржца  Виталия Володина, который с помощью туши и цветного карандаша смог запечатлеть яркие впечатления от того, как переплетаются древние традиции и современная жизнь Средней Азии.  Интересна графика – офорты и автолитографии таджикского художника Рауфа Азимова, ксилография нашего земляка,магнитогорца Юрия Осовитного.

Выставка приурочена ко Дню народного единства, и на ее открытии выступили артисты отдела казахской культуры Дома дружбы народов. Насладиться творчеством  художников Средней Азии  в Магнитогорской картинной галерее можно будет до 5 декабря.

Exit mobile version