Рабочая гордость Магнитки. Каким профессиям учат в политехническом колледже?

Профессиям, которые принесли нашему городу трудовую славу, обучают сегодня в политехническом колледже, пишет сайт “МР-инфо”.

Корреспондентам «Магнитогорского рабочего» удалось побывать на экскурсии в машиностроительном отделении Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Челябинской области «Политехнический колледж». Здесь нам рассказали о том, как проходит обучение самым мужественным профессиям Магнитки, а также познакомили с замечательными ребятами, которые этим специальностям обучаются сегодня. Они – наследники победителей, продолжатели наших лучших трудовых традиций, ведь в годы Великой Отечественной войны именно металлурги и станочники были, в основной своей массе, сосредоточены на выпуске оборонной продукции. Представители этих профессий стояли тогда на передовой линии трудового фронта нашей страны, а в мирное время они создают прочную основу для развития экономики страны.

И техник, и рабочий

– Наши студенты, завершая обучение по программе подготовки специалистов среднего звена, получают диплом, подтверждающий квалификацию техника, и свидетельство о профессии рабочего в рамках своего профиля, – поясняет заведующая машиностроительным отделением Любовь Дмитриевна ФАБЕР.

Техник по специальности «Металлургия черных металлов» осваивает рабочую профессию  горнового доменной печи и агломератчика. Горновой работает непосредственно у доменной печи, агломератчик – специалист, занимающийся подготовкой сырья к доменной плавке. Есть также возможность получить дополнительно рабочие профессии подручного сталевара конвертера и электропечи.

Рабочая гордость Магнитки. Каким профессиям учат в политехническом колледже?

Техник по специальности «Обработка металлов давлением» постигает навыки рабочих профессий вальцовщика станов горячей и холодной прокатки, оператора поста управления станов горячей и холодной прокатки. Выпускники этого направления востребованы в прокатном, волочильном, канатном, метизном производстве. Эти специалисты могут осуществлять работы, связанные с ремонтом и наладкой станов, перевалкой и наладкой клетей, заменой подшипников и арматуры, управлением машинами по навивке канатов, волочильными станами и станками по производству метизной продукции, станами холодной и горячей прокатки.

Технолог машиностроения выходит из стен колледжа с рабочей профессией «Станочник широкого профиля». Такой рабочий-универсал может работать на различном оборудовании, осуществляя токарные, фрезерные, шлифовальные и другие виды работ, выпуская детали любой формы из различных металлов.

Прочная основа

Металл стал основой технического прогресса, которого достигло человечество, изобретая механизмы, инструменты, приборы, оборудование, машины. Чугун и сталь – основные конструкционные материалы, широко применяемые для сооружения зданий, транспортной инфраструктуры и транспортных средств, изготовления конструкций, бытовой техники и разнообразных изделий другого назначения. Металлургия сегодня – одна их ведущих, системообразующих отраслей экономики страны, а для Магнитогорска это еще и градообразующая отрасль.

В последние десятилетия металлургическое производство становится все более технологичным и автоматизированным, поэтому и в развитии этой сферы производства решающую роль играет наличие высококвалифицированных специалистов. Металлург работает в непростых условиях, где на него воздействуют шум, высокие температуры и другие вредные факторы, он испытывает высокие физические нагрузки. Поэтому труд в горячих цехах высоко оплачивается, работники получают возможность более раннего выхода на пенсию.

От домны до конвертера

Один из лучших в учебе и освоении специальности «Металлургия черных металлов» – студент группы МЧМ9-18 Олег ХОРИН. Будущую профессию он выбрал, последовав примеру отца-металлурга, и о выборе своем ни разу не пожалел, потому что оказалось, что металлургия – захватывающе интересная область знаний. Равнодушными к ней не могут остаться даже некоторые представительницы прекрасной половины человечества – как, например, наставник Олега, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов Эльвира Борисовна МАНАШЕВА, по специальности инженер-металлург черных металлов, имеющая специализацию «Металлургия чугуна» и степень магистра.    

Увлеченный своей специальностью студент Олег Хорин вошел в число победителей этапов Международного чемпионата по технологической стратегии «Metal Cup», он – обладатель четвертого места на олимпиаде по технологии материалов. На подобных профессиональных состязаниях оценивается не только владение теоретической частью специальности, но и практические навыки – например, точность определения параметров металлического изделия, умение находить грамотные решения для конкретных производственных ситуаций или в целом для металлургической отрасли. А непосредственно погрузиться в реалии производства Олег и его однокурсники смогли на четвертом курсе – в ноябре у них началась производственная практика на Магнитогорском металлургическом комбинате.

– На четвертом курсе наши студенты после десяти недель теоретического обучения выходят на сплошную производственную практику в основные цехи ПАО «ММК», – рассказывает Эльвира Манашева. – Это оплачиваемая практика в условиях полноценного производства. К каждому практиканту прикрепляют наставника от цеха – мастера или бригадира. Наши студенты проходят практику в основных цехах комбината: доменном, кислородно-конвертерном, электросталеплавильном, на аглофабрике и коксохимическом производстве. На магнитогорском комбинате действует программа первоочередного трудоустройства выпускников учебных заведений и тех, кто вернулся со службы в рядах российской армии. Наши выпускники востребованы во всех городах, где есть металлургическое производство, все они получают возможность трудоустройства.      

К практике будущих выпускников готовят очень серьезно: кроме профессиональных навыков, большое внимание уделяют знанию основ промышленной безопасности, охраны труда, инструкций, действующих на металлургическом комбинате.

Олег Хорин сегодня проходит практику в кислородно-конвертерном цехе. Он, конечно, бывал на экскурсии и имел возможность оценить мощь производств ММК, но непосредственно с работой оборудования, с которым ему предстоит иметь дело в связи с профессиональной деятельностью, знакомится именно сейчас. Практика станет для него испытанием на прочность и проверкой готовности к работе на серьезном производстве.

Главное – детали

Все механизмы – от самых простых до сложнейших – состоят из простых и сложных деталей. Именно машиностроение во многом определяет возможности развития других отраслей и составляет основу мощи и обороноспособности государства. Современный уровень развития машиностроения требует специалистов с глубокими знаниями в области проектирования технологических процессов и технологической оснастки, новых форм организации и управления производством, комплексной автоматизации производственных процессов, современных станков с числовым программным управлением и робототехнических систем, прогрессивных способов обработки материалов, использования вычислительной техники для исследования, проектирования и управления технологическими процессами. Предприятиям сегодня необходима разработка новых технологий, и этот интеллектуальный труд предполагает достойную оплату.

По окончании обучения выпускники – технологи машиностроения имеют компетенции, связанные с изготовлением деталей узлов и машин, металлообработкой, сборкой изделий машиностроения, проектированием изделий основного и вспомогательного производств, составлением технических заданий на изготовление изделий и узлов оборудования, работой на станках с числовым программным управлением.

Практическое обучение специальности проходит в токарной мастерской, учебном классе программирования на станках с ЧПУ, учебном классе обработки металлов.

Станок для творчества

В январе готовится выйти на практику в условиях действующего производства студент группы ТМ9-18 отделения машиностроения Виктор ИВАНОВ, который обучается по специальности «Технология машиностроения». 

– Практика будет проходить на предприятиях группы ПАО «ММК», – рассказывает Виктор. – У каждого из нас на производстве будет наставник, в подчинении которого мы будем работать. Вообще любой производственный передел нуждается в работе станочника. Представители профессии востребованы не только в промышленных городах, но и в сельской местности, ведь повсюду работают различные машины и агрегаты, для ремонта которых нужны запасные части, механообработка деталей востребована повсеместно. Специальность станочника-универсала будет востребована на рынке труда и через полвека, даже если везде будут стоять станки с ЧПУ.

Свою профессию Виктор Иванов считает одной из самых творческих, учится с большим удовольствием и на одни пятерки.

– Моя специальность предполагает проектирование технологических процессов изготовления деталей, а также их механической, термической обработки, – говорит он. – С большим интересом я осваиваю рабочую профессию «Станочник широкого профиля». Мне нравится своими руками создавать что-то новое. Можно экспериментировать, моделировать свои собственные детали. В профессии станочника большой простор для творчества, реализации своих задумок, технических решений. Особенно интересно работать на станках с ЧПУ.

Нередко случается, что даже ребята, не блиставшие успехами в школе, в колледже становятся отличниками, найдя дело по душе. И, надо сказать, трудно не полюбить свое дело, имея в распоряжении такие производственные лаборатории и мастерские, какие есть в политехническом колледже. Они дают возможность буквально «потрогать руками» будущую профессию. Машиностроительное отделение отлично обеспечено оборудованием для практического обучения станочников, пожалуй, не каждое производство может похвастать таким набором универсальных и ЧПУ-станков. Для нужд практического обучения закупаются в необходимых объемах металл, режущий и измерительный инструмент.

– Первоначальные профессиональные навыки ребята получают, работая на универсальных станках, затем закрепляют умения и нарабатывают новые на станках с ЧПУ на третьем и четвертом курсах, то есть двигаются от простого к сложному, – рассказывает преподаватель общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов  Нурсиня Минсалиховна ГАЙДУЛИНА.  – Сегодня модель любой детали можно создать на компьютере, и все же в основе мастерства станочника – умение выполнять и читать чертежи, знание стандартов в этой сфере. Сейчас в большинстве школ нет такого предмета, как черчение, и преподавателям колледжа приходится начинать обучение с самых азов. В помощь нашим студентам в программе обучения есть общепрофессиональные дисциплины – инженерная и компьютерная графика, а также информационные технологии в профессиональной деятельности, где ребята учатся читать и выполнять рабочие чертежи  детали не только на бумаге, но и выполнять объемное и плоское моделирование, оформлять проектно-конструкторскую и технологическую документацию, проектировать технологические процессы в автоматизированных системах сквозного проектирования для конструкторско-технологической подготовки производства.

Еще студенты, но уже профессионалы

На счету Виктора Иванова множество побед в профессиональных студенческих конкурсах. Среди самых масштабных – первое место в региональном  чемпионате WorldSkills по компетенции «Охрана труда», четвертое место в областной олимпиаде по профессиональному мастерству и, конечно, очень весомое достижение нынешнего года – первое место на региональном этапе Национальной премии «Студент года-2021» в номинации «Профессионал года». Виктор – стипендиат Законодательного собрания Челябинской области 2020 года, он был награжден «За достижение высоких показателей по итогам 2020-2021 учебного года» на церемонии чествования студентов учреждений среднего профессионального образования в резиденции губернатора Челябинской области. В ближайшее время Виктор Иванов будет бороться за звание Студента года Российской Федерации в числе четырехсот финалистов из разных регионов России.

Профессиональные конкурсы, безусловно, помогают оценить уровень собственной подготовки. Обычно олимпиада по профессиональному мастерству включает несколько модулей: например, 3D-моделирование на компьютере, профессиональный английский язык, тестирование, а также практическое задание, связанное с вытачиванием деталей на станке. Это умение сейчас активно оттачивает (в прямом и переносном смысле) в токарной мастерской и студент машиностроительного отделения Михаил ВОРОНЬКО, который готовится к участию в профессиональных состязаниях текущего учебного года.

– Размеры деталей даны в сотых долях миллиметра с очень небольшими допусками, – показывает чертеж будущего изделия мастер производственного обучения Андрей Иванович КЛЫКОВ. – На конкурсе ребята изготавливают детали из трех видов материалов: двух видов стали разной твердости и алюминия. Для каждого из материалов нужен свой режущий инструмент: для более мягкого металла резец нужен поострее.

В токарной мастерской политехнического колледжа, как нигде, чувствуется уважение молодых профессионалов к своему делу, а также атмосфера взаимопомощи. Ребята, достигшие успехов в освоении профессии, помогают товарищам справиться с производственным заданием. А значит, здесь, в учебной мастерской, рождается рабочее братство, которым всегда была сильна и знаменита Магнитка.

Фото Динары ВОРОНЦОВОЙ

Exit mobile version