Чем Петр Великий наградил Меншикова, чем увлекался утопист Петрашевский, и какая дорога открылась в этот день 170 лет назад, рассказывает «МР-инфо».
Жалую тебе сельцо!
13 ноября 1708 года в ходе Северной войны русские войска во главе с Александром Меншиковым штурмом взяли резиденцию Ивана Мазепы, город Батурин. Случилось это через две недели после измены украинского гетмана, бежавшего в ставку шведского короля Карла Двенадцатого. Взятие Батурина было стратегически важным. Именно туда Мазепа свез обширные запасы провианта, необходимые шведам для продолжения кампании. Все, что можно было вывезти из Батурина, Меншиков прихватил с собой, а остальное сжег. В награду Петр Первый пожаловал любимого сподвижника сельцом Ивановским, прежним хозяином которого был изменник Мазепа.
Поборник справедливости
13 ноября 1821 года в Петербурге родился русский революционер, социалист-утопист Михаил Петрашевский. Организатор известного кружка, с которым связаны социальные мотивы ранней прозы Достоевского и первых повестей Салтыкова. Он был дворянином, сыном врача. Окончил Царскосельский лицей и юридический факультет Петербургского университета. Служил переводчиком в министерстве иностранных дел. «Знание есть основа могущества человека», – говорилось в «Карманном словаре иностранных слов», редактором и автором большинства статей которого был Петрашевский. Он увлекался утопическим учением Фурье и пытался пропагандировать его идеи. «Если я однажды вступил на борьбу со всяким насилием, со всякой несправедливостью, то теперь мне не сходить с этой дороги ради приобретения мелочных выгод и удобств жизни», – заявлял Петрашевский. Он окончил жизнь в 1866 году, сорока пяти лет от роду, в сибирской ссылке, которой ему и его друзьям (среди них был и Федор Достоевский) заменили смертный приговор.
От Москвы до Петербурга
В 1851 году была в эксплуатацию Николаевская (так она стала называться после смерти императора Николая I, ныне Октябрьская) железная дорога между Москвой и Петербургом. В то время это была самая длинная в мире железная дорога из двух путей – 604 версты. То есть 644 километра. Октябрьская железная дорога – старейшая в России. Ее история началась в 1837 году с открытием железнодорожной линии Санкт-Петербург – Царское Село. 1 февраля 1842 года был подписан высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва. И закипело строительство. Земляное полотно дороги возводилось шириной 9 метров 45 сантиметров, и было рассчитано на два рельсовых пути. Земляные работы проводились вручную. Были построены свыше 30 железнодорожных станций, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов. Вокзалы сооружались под руководством главного архитектора дороги Тона, позже его сменил архитектор Желязевич. По всей линии построили железнодорожные казармы, сторожевые дома и переезды через полотно дороги. Между станциями провели телеграф. И вот 13 ноября 1851 года дорога, наконец, соединила две российские столицы. В 11 часов 15 минут в этот день из Петербурга отправился пассажирский поезд, который прибыл в Москву на следующие сутки в девять часов утра. В пути он пробыл 21 час 45 минут.