На космической высоте искусства. Свежую струю в «Вива опера» внесла программа дирижёра Дмитрия Морозова

Второй вечер Х Международного фестиваля оперного искусства, проходящего в эти дни в Магнитогорске, порадовал зрителей гала-концертом «Симфоджаз, мюзикл, саундтрек», подготовленным дирижером Харьковского национального академического театра оперы и балета имени Лысенко Дмитрием Морозовым.

Участие в концерте приняли заслуженная артистка Украины Елена Ширяева, солист Челябинского театра оперы и балета Павел Чикановский, а также оркестр, солисты, хор и артисты балета Магнитогорского театра оперы и балета.
К Дмитрию Морозову музыканты нашего театра относятся с особым трепетом и как глотка свежего воздуха с нетерпением ждут его приезда. Хотя сам он считает себя человеком довольно жестким и требовательным – как к себе, так и к другим.
Дмитрий Петрович уникален в своем роде. И не только потому, что к неполным сорока годам помимо Харьковской национальной оперы имеет опыт работы главным дирижером днепропетровского Дома органной и камерной музыки, главного дирижера Харьковского молодежного академического симфонического оркестра «Слобожанский», художественного руководителя Воронежского театра оперы и балета, главного музыкального директора Киевского театра оперетты.
Везде, где ему доводилось работать, Морозов умел внести свежую новаторскую струю, «расшевелить» музыкантов, создав в коллективе атмосферу живого творчества, заставив взглянуть по-иному на привычные вещи. Он убежден, что эксперименты необходимы для творческого роста музыкантов.
– Основная и самая сложная задача дирижера – создать в любом коллективе творческую атмосферу. И ее очень легко разрушить, – говорит Дмитрий Морозов. А вот еще одна цитата, объясняющая его отношение к музыке:
– Музыка – единственный вид искусства, развивающийся во времени, как сама жизнь. Она не зафиксирована раз и навсегда, как произведения других видов искусства.
Результатом созданной Дмитрием Морозовым творческой атмосферы стал целый ряд громких экспериментальных постановок, среди которых – опера «Орфей» Монтеверди (Днепропетровск), «Орландо» Генделя (Воронеж), «Женитьба» Мусоргского (Харьков) и другие, получившие признание критики и зрителей.
Фактом признания вклада дирижера в развитие музыкальных традиций можно считать и занесение Дмитрия Морозова в украинскую энциклопедию «Золотой фонд нации-2013» как одного из лучших интерпретаторов русской симфонической музыки.
Приезд Дмитрия Морозова в Магнитогорск (а в фестивале «Вива опера» он принимал участие трижды) всякий раз заметно расширяет творческие горизонты наших музыкантов. На выбор организаторов фестиваля дирижер предложил десяток интересных и во многом уникальных разноплановых концертных программ, две из которых уже прозвучали в фестивальных гала-концертах. «Освоенный» на фестивале материал, в котором представлены великолепные, но довольно редко исполняемые вещи, передается дирижером нашему театру, и эти произведения продолжают жить на сцене магнитогорской оперы, несомненно, обогащая и украшая репертуар.
Дмитрий Морозов известен как поборник создания нового типа музыкального театра, стремящегося к универсальности, исполнителям которого будет подвластно большое разнообразие жанров – симфонический концерт, оперетта, мюзикл, опера, джаз, эстрада. В этом залог их творческого роста и профессионального мастерства.
– Нужно искать и показывать свое понимание театра, оно должно быть выстрадано и прожито – это один из принципов в выборе произведений программы, – уверен дирижер.
Как человек искусства Дмитрий Морозов проповедует и неуклонно придерживается, например, того, что в творческом поиске нужно исходить из потребностей музыкантов и не идти слепо на поводу у публики, порой приветствующей не самые высокие образцы искусства. И даже если произведение исполняется вовсе в отсутствие публики, это не оправдывает халтуры. Так же, как и неприятие слушателя и зрителя не говорит о «неправильности» новаторских идей художника. Ибо вся исполняемая музыка «существует в космосе», вне времени и пространства.
Кстати, об этом – о трагедии новатора, пророка – Гарри Бардиным был снят гениальный, по мнению Дмитрия Морозова, мультфильм, в котором звучит отрывок гениального же сочинения Адажио Альбинони, исполненный Берлинским филармоническим оркестром под управлением Герберта фон Караяна. Это произведение было и в программе магнитогорского фестивального гала-концерта, но уже в прочтении дирижера Дмитрия Морозова, которого многие также причисляют к людям, не лишенным прозрений «на грани гениальности».
Есть еще принцип – никогда не превращать искусство в предмет манипулирования, не осквернять его «подтекстами». Поэтому приезд Дмитрия Морозова и Елены Ширяевой с Украины лишен каких бы то ни было политических целей.
– География, национальность, границы, политика не существуют, когда речь идет об искусстве. Все это не накладывает отпечатка на меру таланта. Искусство движут личности, все границы условны, – убежден маэстро. – Показательна история Константина Иванова: мальчишка-беспризорник, принятый в гражданскую войну в один из полков Красной Армии Буденным, четверть века спустя стал главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра СССР. Противоположный пример: долгие годы в забвении незаслуженно пребывала оперетта Франца Легара «Веселая вдова», потому что это любимое произведение Адольфа Гитлера…
А в конкретную географическую точку – уральский город Магнитогорск Дмитрий Морозов и Елена Ширяева приезжают потому, что независимо от географии именно здесь нашлись личности, готовые горы свернуть ради роскошного музыкального «пиршества», собирающего прекрасных музыкантов. Дмитрий Морозов отметил отличную организацию мероприятия, тесный творческий контакт с нашим городом и гибкую восприимчивость музыкантов нашего оперного театра, их готовность к работе с разными дирижерами – в этом, несомненно, есть большая заслуга главного дирижера театра Эдуарда Нама. Елена Ширяева была очень рада новой встрече с магнитогорской публикой:
– С первого же спектакля почувствовала соучастие зала, его искренность, открытость, возвратную волну чувств от зрителей – и за это можно все отдать. А вообще о Магнитке я читала еще в школе и всегда мечтала здесь побывать.
Многие произведения, прозвучавшие в гала-концерте «Симфоджаз, мюзикл, саундтрек», можно отнести к «музыкальным вершинам», как, например, «Маскарад» из мюзикла «Призрак оперы» Эндрю Уэббера – апогей мюзиклового творчества композитора. Или, как выразился Дмитрий Морозов, к «базовой классике» джаза, как фрагменты великой оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». «Это настоящий симфоджаз!» – говорит об этом сочинении, не так уж часто звучащем с театральных сцен мира, дирижер программы.
В будущем, а надежда на будущие встречи с этими музыкантами вполне осязаема, у Дмитрия Морозова есть задумка представить и программу из произведений эстрады, ставших классикой.
– Есть эстрада, которая настолько поднимается над обыденностью, что становится классикой, ведет нас к космическим глубинам познания, – говорит Морозов.
Это и зарубежная, и прошедшая проверку временем советская эстрада. Большинства прижизненных поклонников ее исполнителей уже нет, но музыка продолжает звучать и волновать сердца. А самым талантливым представителем советской эстрады Дмитрий Морозов считает Евгения Мартынова.
Exit mobile version