Является ли человек частью истории или история – основой развития человеческой личности? На этот вопрос пытается ответить спектакль «Капитанская дочка», который вновь вернулся на сцену театра кукол и актера «Буратино».
В свое время «Капитанская дочка» вошла в лонг-лист «Золотой маски», но после того, как режиссер спектакля Сергей Ягодкин и его супруга, Александра Ягодкина, исполнительница роли Маши, покинули театр, более чем на 3 года постановка исчезла из репертуара «Буратино». Весной этого года в театре задумались о ее восстановлении.
– Этот спектакль нужен нашим детям, которые растут на этой земле, – говорит директор театра Сергей Смирнов. – «Капитанская дочка» тесно связана с историей родного края, и поэтому необходимо подрастающему поколению показывать его, рассказывать об истории.
Когда мы были на войне…
Пушкин недаром начинает свою повесть народной поговоркой «Береги честь смолоду». Петя Гринев в исполнении Кирилла Боровинского именно таков – прям, как как пущенная стрела, не желающий ни мириться с несправедливостью, ни изменять своей присяге. Он полон понятий о чести, юношеского максимализма и романтики, но в то же время – чист и добр душой. «Блаженны милостивые, ибо помилованы будут» – и потому минует его и гнев бунтовщика-атамана, и царский гнев. Сам не замечая по юношеской простоте души, проходит он по тонкой ниточке и доходит до своей цели: «кто любит – тот любим, кто светел – тот и свят…».
Пожалуй, их роднит с Пугачевым то, что оба они – такие как есть, потому и находят они взаимопонимание – Пугачев видит в Гриневе сильную душу, не способную ни на трусость, ни на раболепие, почти столь же сильную, как и свою собственную. Но, хотя повесть Пушкина написана от лица Петра Гринева, спектакль все же – от лица Емельяна Пугачева. Он его главный герой, на фоне судьбы которого остальные судьбы – лишь мимолетные отблески на воде. И знаковым становится притча о соколе и вороне, рассказанная им Петруше. Он – тот самый сокол, что предпочтет прожить жизнь краткую, но яркую, нежели 300 лет питаться падалью.
Как и у Пушкина, Емельян Пугачев, которого исполняет Сергей Меледин – фигура сложная и внешне противоречивая, но внутренне – лишенная противоречий. Не оправдывая и не обвиняя мятежника, спектакль следует пушкинскому тезису: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!».
Удивительна работа кукла-человек. С помощью актеров и кукол различных размеров мы можем посмотреть на события и людей то будто бы издалека, а то, словно под лупой, приблизив их и увидев во всей тонкой работе человеческих чувств и порывов. Немногие из персонажей спектакля удостаиваются вочеловечивания – Петр и Маша, которую играет Ольга Кугай, да еще Екатерина в исполнении заслуженной артистки РФ Татьяны Акуловой. И лишь один остается не куклой, но кукловодом – сам Емельян Пугачев. В его руках завязаны все ниточки судеб, и, порой по прихоти своей, а порой и невольно дергает он их, то забавляясь, то удивляясь тому, как причудливо движутся они по его воле, но и его ниточка в чьих-то руках, и сколь веревочке не виться, но наступает финал.
Подкупает минималистичность декораций. По сути, декорацией стала сама бескрайняя русская зима – метаперсонаж спектакля. Ворочаясь парусами метели, задувая, сыпля серебром, останавливаясь на время, чтобы приблизить к глазу тот или иной эпизод, она вновь раздвигает свои бескрайние полотнища, мерещит, манит, кружит и отпускает, как волна прибоя, выбрасывая на мель. И только когда окончательно сорван ее покров, деревянный помост, что под этими бескрайними снегами, внезапно оказывается эшафотом.
Сцены постановки, как и главы у самого классика, чередуются народными песнями, и неспроста – в них сама душа казацкая, уральская, они отвечают чувствам и думам героев, становятся их своеобразным внутренним голосом.
Быть может, кого-то, как меня, эта постановка вдохновит перечитать отложенного со школьной скамьи классика, кого-то – обратиться к истории родного края (как знать, может на самом месте театра стояло пугачевское войско, готовясь напасть на крепость Магнитную), а кого-то поразмыслить о роли человека в истории или истории – в человеке, о том, учит ли она нас, или ленивые ученики вынуждены на своей шкуре повторять ее невыученные уроки.
Душа казачья
Премьера восстановленного спектакля, состоявшаяся 5 ноября, примечательна еще и тем, что это спектакль-бенефис Сергея Меледина, отметившего в октябре этого года свой 60-летний юбилей. Именно он – исполнитель роли Пугачева и он занимался восстановлением постановки.
– Сергей Меледин – наш замечательный актер, который отработал в театре более 30 лет, – говорит Сергей Смирнов. – Мы планировали этот спектакль в день его юбилея, однако в виду ряда сложностей нашего непростого времени пришлось его перенести. Сегодня здесь собралось немало зрителей, поклонников Сергея Алексеевича. Самое удивительное, что он не только актер, но и режиссер, и сегодня мы увидим его и в том, и в другом амплуа. И помимо того, что он прекрасный актер, режиссер, он еще и прекрасный человек. С ним всегда можно найти точки соприкосновения по любым вопросам. Я рад, что он работает в нашем театре и не планирует уходить на покой. Я не сомневаюсь, что он еще порадует нас прекрасными ролями и режиссерской работой. На следующий год мы планируем увидеть от него как от режиссера-постановщика спектакль по пушкинской «Сказке о мертвой царевне и 7 богатырях».
На «Капитанскую дочку» пришло немало представителей казачества, а предваряли его выступление ансамбля Дома дружбы народов «Станичники» и выставка казачьего оружия, сопровождаемая интересной лекцией командира кадетского корпуса станицы им. царевича Алексея подъесаула Владимира Чернева.
– Мы, представители станицы Магнитной с семьями, с казачками, казачатами пришли на постановку «Капитанской дочки», – говорит атаман станицы Магнитной, подъесаул Андрей Бережнев. – И пусть это кукольный театр, нам все это очень близко, потому что вы все знаете, что Пушкин, когда писал «Капитанскую дочку», взял прообразом штурм именно крепости Магнитной. И все события, которые описаны в произведении, именно таковы, как происходило исторически. Естественно, нам это близко – это единение казаков, общение, возможность прикоснуться к такому значимому событию.
Впрочем, читали ли сами казаки повесть классика и знают ли о роли казаков в этой истории – вопрос интересный. В постановке «Буратино» этот момент показан только намеками.
А завершился серьезный спектакль веселым театральным капустником в честь юбиляра. Сергею Меледину была вручена почетная грамота главы города Сергея Бердникова, а также шутливые подарки от товарищей по сцене. Отметим, что помимо «Буратино», Сергей Алексеевич работает еще и в театре драмы им. А. С. Пушкина, где зритель его знает по многим прекрасным ролям, поэтому на сцене появились актеры «Ханумы», чтобы поздравить юбиляра задорным грузинским тостом.