Начните с себя! О детских проблемах – всерьёз

На вопросы наших читателей на «прямой линии» «Магнитогорского рабочего» отвечали специалисты муниципального центра социальной помощи семье и детям – педагог-психолог Лариса Мазанникова и юрисконсульт Лидия Картавцева.
Нежность – без возраста…

– Как подготовить ребенка дошкольного возраста к смене детского коллектива?
– Дети дошкольного возраста очень чувствительны, в это время обычно начинаются все неврозы и навязчивые состояния.
В целях подготовки к смене коллектива расскажите малышу сказку, героя которой зовут так же, как и его, который попал в такую же ситуацию и справился с проблемой. В день нужно уделять 15 минут непосредственному общению с ребенком. Речь не о совместных прогулках и играх на площадке, а о зрительном контакте и общении только вдвоем. Для этого предложите ребенку выбрать совместную игру и поддержите его идею, следуйте за его сюжетом игры и вместе получайте удовольствие. Для детей пяти-семи лет хороши подвижные игры – жмурки, прятки, догонялки, они помогают справиться со страхом. Правило в этот период – обеспечивать ребенку защиту и заботу, быть к нему внимательным. Родителям важно верить в своего ребенка, в его способность самому справляться с трудностями, ощущать внутреннюю уверенность, что с ним все будет хорошо.
– Каковы критерии готовности ребенка к поступлению в школу?
– Здоровый, любознательный ребенок, который проявляет интерес к жизни, а не только к гаджетам, знающий себе цену и умеющий строить отношения с людьми, – это готовый к обучению в школе человек. При проведении психологического тестирования оценивается уровень развития мышления, памяти, мелкой моторики, речи, внимания. Проходить тестирование на готовность к школе нужно не ранее шести с половиной лет.
– Сталкивалась с детским обманом. Откуда он берется, и что с ним делать?
– Обычно причины – страх наказания, желание привлечь внимание взрослых и богатая фантазия ребенка. Родителю лучше говорить с ребенком о своих чувствах по поводу его обмана, а не обвинять. Когда родитель говорит: «Мне не нравится, когда мои дети обижают друг друга», это легче воспринять ребенку, здесь нет необходимости защищаться. Фраза с обвинительной интонацией «Зачем ты ударил брата?» автоматически вызывает ответ: «Я его не трогал» или «Он первый начал». В данном случае обман часто служит защитной реакцией. Старайтесь говорить ребенку о том, что вам не нравится, через «Я-сообщение», а не в форме «Ты-сообщения». В детском обмане есть и положительный момент – он говорит о высоком социальном интеллекте и хорошей адаптивности. Обращайте внимание на собственное поведение – не подаете ли вы пример, попросив ребенка сказать бабушке, что вас нет дома?
– Ребенок очень рассеянный, информацию проговариваю для него несколько раз. Как с этим бороться?
– Перестаньте повторять, лучше переспросите: «О чем я тебя сейчас попросил? А когда ты сможешь это сделать?» Заключите с ребенком устный «договор». Уточните, услышал ли он и понял ли вашу просьбу. Если ребенок рассеянный, давайте ему только одно задание и формулируйте его коротким предложением. Когда ребенок его выполнит, переходите к следующему.

– Сын-подросток стал замкнутым. Хотелось бы вернуть доверительность в отношениях.
– За ужином рассказывайте ребенку о том, как у вас прошел день, о своих планах, переживаниях, достижениях, и со временем подросток поделится с вами своими. Тогда очень важно не допустить категоричных оценок по поводу того, чем он делится. Заранее решите, готовы ли вы воспринять его истории безоценочно. Если информация, которую дает подросток, вам не нравится, спросите его: «Как ты поступишь в этой ситуации? Как ты себя чувствуешь в ней? Как ты относишься к этому?» Важно натолкнуть подростка на размышления, узнать его точку зрения, проявить к нему уважение. А потом уже делиться своими мыслями.

– Взрослея, дети стали меньше интересоваться жизнью дедушки и бабушки, с трудом находят с ними общий язык. Как сблизить поколения?
– Поделитесь с детьми тем, что ваши родители значимы для вас, вы очень любите их и хотите, чтобы дети тоже уделяли им внимание, ведь неизвестно, сколько бабушка и дедушка будут рядом. Попросите детей периодически звонить им и спрашивать об их здоровье, сами отзывайтесь о своих родителях с уважением. Действуйте личным примером, именно так передаются семейные традиции. Найдите темы, занятия, которые будут объединять вас всех. Учитывайте, что в подростковом возрасте ведущим приоритетом является общение со сверстниками.

– Сестренки устраивают побоища. Нужно ли вмешиваться в их отношения и учить их жить дружно?
– Вмешиваться нужно, но с пользой! Лучше занять позицию наблюдателя, который смотрит со стороны на ситуацию и описывает ее, чем позицию судьи, который ищет, кто виноват. Принимайте чувства детей: «Похоже, вы злитесь друг на друга». Проговаривайте проблему, которую вы увидели: «Я вижу, что вы обе хотите играть одной и той же игрушкой». Высказывайте уверенность, что они смогут найти справедливое решение и договориться. Задача родителя – учить детей проговаривать, что в поведении другого им не нравится и чего бы им хотелось, учить детей самостоятельно искать выход. Если вы слышите раздраженные детские голоса, придите на помощь, не ждите, когда это перейдет в драку. Посмотрите на себя как на родителей: какой пример вы подаете детям, как ведете себя в гневе? Может, дети просто копируют вас?

– Одна воспитываю сына, есть ли способы компенсировать мальчику отсутствие мужского воспитания?
– Примеры мужского поведения можно искать среди соседей, знакомых. Хороший способ – отдать мальчика в секцию, руководит которой тренер-мужчина. А маме, безусловно, стоит задуматься об устройстве личной жизни и учиться уважать мужчин.

– Муж суров к ребенку. Ребенок боится папу. Как улучшить их отношения?
– Это длительный и сложный процесс. Возможно, у мужа тоже был суровый отец, он просто не знает, как вести себя иначе. Если отец мужа жив, вам стоит постараться повысить его значимость, проявлять к нему уважение. А мужу говорите о том, что его отношения с ребенком вызывают у вас беспокойство, высказывайте пожелание, чтобы они стали более теплыми, доверительными. Отношения между отцом и сыном важно принимать и доверять мужу. Ведь именно отец готовит ребенка к жизни, к интеграции в социум, и определенная категоричность здесь оправданна, а быть мягкой к ребенку – задача мамы.
– Какой возраст ребенка оптимален для усыновления с точки зрения психолога?
– Чем младше ребенок, чем меньше его опыт проживания в детском доме, тем лучше он адаптируется в семье. Оптимальным является возраст до года. Но, безусловно, родитель должен учитывать и свою готовность принять маленького ребенка, а также свой возраст. Некоторые усыновители берут в семью ребенка в возрасте около трех лет, когда уже проявляются особенности его здоровья и развития.

Усыновление – по закону
– Какие требования предъявляет закон к жилплощади желающих усыновить ребенка? Можем ли мы с мужем усыновить второго ребенка того же пола и поселить его в одну комнату с нашим сыном?
– С 1 марта 2005 года в силу вступил Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ). В нем отсутствуют статьи, аналогичные статье 40 ЖК РСФСР, устанавливавшей общие требования к благоустройству жилья, и статье 41, запрещавшей заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Ранее применявшиеся требования уже не действуют.
Требования к жилищно-бытовым условиям усыновителей устанавливает пункт 1 статьи 127 Семейного кодекса РФ: «усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением лиц, не имеющих постоянного места жительства, лиц, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам». Законодатели ушли от определения конкретной площади жилья. Обязательными условиями осталось наличие места регистрации и постоянного места проживания, которые могут не совпадать. Нужно помнить, что усыновленный ребенок лишается права на получение жилплощади от государства в момент наступления совершеннолетия. Ребенку должны быть предоставлены места для сна, занятий, игр, приема пищи. Решение о соответствии жилищных условий его нуждам принимают органы опеки. Сейчас закон предъявляет требование о наличии отдельной комнаты только для ребенка-инвалида или ВИЧ-инфицированного. Органы опеки при решении вопроса усыновления обязаны руководствоваться нормами местного законодательства, принятыми на уровне региона, суд с учетом рекомендаций органов опеки вправе самостоятельно решать вопрос о соответствии состояния жилья заявителей санитарным и техническим требованиям.

– Какие моменты принципиальны с точки зрения закона для возможности усыновить ребенка?
– Усыновителем может стать дееспособный гражданин, он может не состоять в зарегистрированном браке. И даже из состоящих в браке супругов усыновителем может выступить только один, но при обязательном согласии второго супруга. Усыновитель не должен был подвергаться лишению родительских прав, отстраняться от обязанностей опекуна или приемного родителя, иметь судимости за преступления против жизни и здоровья, непогашенную судимость за тяжкие преступления. Должен иметь постоянный доход, под чем понимается не только заработная плата, но и пенсии, пособия, дивиденды, алименты всех членов семьи. Доход на члена семьи не должен быть ниже прожиточного минимума, но суд в интересах ребенка может отойти от этого требования. В 2012 году законом введено обязательное прохождение обучения в школе приемных родителей – это правило не распространяется только на близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, отчима и мачеху усыновляемого ребенка. Усыновитель не должен иметь заболеваний, при которых закон запрещает усыновление. О них говорится в Постановлении правительства РФ №117 от 14 февраля 2013 года.
– Какова процедура усыновления? С чего начать?
– Начать нужно с готовности принять ребенка. Усыновление – шаг ответственный, отказаться от ребенка невозможно, кроме случая, если от вас скрыли факт его заболевания. В остальных случаях процедура происходит только путем лишения родительских прав, с усыновителя взыскиваются алименты на содержание ребенка. Нужно оценить состояние своего здоровья. Обратитесь в органы опеки и попечительства, там вам разъяснят, какие документы необходимо приложить к заявлению о желании стать усыновителем. Следует помнить, что документы имеют срок давности, в основном это один год, медицинское заключение о состоянии здоровья годно всего шесть месяцев. Вы должны пройти курс школы приемных родителей с получением свидетельства. Когда все документы будут собраны, будет проведено обследование жилищно-бытовых условий. При выдаче положительного заключения органов опеки ваша кандидатура будет внесена в базу данных усыновителей, а вам будет предоставлен доступ к базе данных усыновляемых детей. Выбрав ребенка, вы сможете ознакомиться с его личным делом, документами, получить направление на посещение ребенка в детском учреждении. Вы имеете право провести его независимое медицинское освидетельствование в любых медучреждениях. Усыновление конкретного ребенка производится в судебном порядке. Через суд возможно также изменение его фамилии, имени, отчества, даты рождения (не более чем на три месяца).
Записатьсяна бесплатную консультацию к специалистам центра можно по телефону 22-16-09.
Exit mobile version