Притяжение хорового искусства. Известный магнитогорский хормейстер отмечает 80-летие

На восемьдесят процентов педагогический состав Магнитогорской государственной консерватории и музыкального колледжа укомплектован ее выпускниками.
Валентина Небесная на протяжении пяти с половиной десятков лет ведет предметы специального цикла в среднем и высшем музыкальном звеньях – «дирижирование» и «чтение хоровых партитур». Она – автор программы «Основы хормейстерской практики», утвержденной Министерством образования России, в ее авторстве вышла книга «Гармонический анализ хоровых произведений». Валентина Илларионовна щедро делится своими знаниями с учениками, уважая их право на собственное мнение, ее профессиональные умения и отношение к делу – хороший пример для тех, кто решил посвятить себя музыкально-педагогическому поприщу.
Ее семья приехала на Магнитострой в 1929 году. Папа, Илларион Брусник, был одним из первых строителей сортопрокатного цеха ММК, трудился здесь до самой пенсии. Во время войны он получил медаль «За трудовую доблесть», позже – орден Трудового Красного Знамени. Одним из самых ярких впечатлений детства для Валентины стало посещение спектакля «Риголетто», с которым в Магнитку приехал Свердловский театр оперы и балета.

Новые песни для металлургов
По инициативе Семена Эйдинова был объявлен набор в музучилище для молодежи, не имеющей специального образования. Валентина выдержала вступительные экзамены, пройдя огромный конкурс. Семен Григорьевич вел у нее и фортепиано, и дирижирование, и чтение хоровых партитур, музыкальной литературы.
– Он был интересным, высокообразованным человеком, не очень хвалил, но и не ругал студентов, – говорит Валентина Илларионовна. – Помню, на четвертом курсе училища мы работали со сложнейшим сочинением, сначала дирижировал Семен Григорьевич, а я сидела за фортепиано, потом мы менялись местами. Эти занятия мне помогли освоить премудрости дирижерской науки.
Многому научилась студентка и на занятиях Екатерины Малиновкиной (хор), Бориса Белицкого (фортепиано), Нины Кондратковской (литература), Маргариты Орловой (история).
На третьем курсе Валентина Илларионовна уже работала на Пятом участке, в Доме пионеров, где руководила детским самодеятельным хором. Затем у нее был смешанный хор фасонно-литейного цеха ММК – при поддержке члена профсоюза Мины Скатерной, концертмейстера Ларисы Сагайдак они проводили много выступлений для металлургов. В левобережном клубе трудовых резервов, где показывали кино, Валентина Илларионовна разучивала вместе с залом песни перед сеансами. Вспоминает, как однажды на левобережном стадионе проходил праздник, выступал большой сводный хор, куда вошли коллективы производственных цехов, ремесленных училищ, техникумов и капелла. Когда зазвучала песня о горе Магнитной, люди на трибунах встали со слезами на глазах, настолько большое впечатление произвело на них исполнение.

К родным пенатам
Позже она поступила в Екатеринбургскую консерваторию имени Мусоргского, и ей, студентке, параллельно с учебой довелось поработать как дирижеру с мужским хором горного техникума, с детьми в Доме пионеров, с хором и ансамблями Уральского политехнического института, даже с китайским хором.
В 1960 году началась ее преподавательская деятельность в Магнитогорском музыкальном училище: Валентина вышла замуж и вернулась в родной город – ее избранником стал магнитогорец с необычной фамилией Небесный. Вместе они вырастили двух прекрасных сыновей, которые учились в музыкальной школе, старший стал морским офицером (сейчас уже в запасе), неплохо играет на фортепиано и гитаре, младший трудится на Магнитогорском металлургическом комбинате, продолжая дело своего деда.

Поделиться опытом
– Валентина Илларионовна – человек энциклопедических знаний, обладающий феноменальной памятью, – уважительно отзывается о коллеге проректор музыкального колледжа заслуженный работник культуры РФ Надежда Федотова. – Когда-то я училась у этого педагога, а сейчас мы на протяжении более четырех десятков лет занимаемся преподавательской работой. Наши студенты постоянно обращаются к Небесной за советом и помощью, и она никогда ни в чем не отказывает. Человек старой закалки, Валентина Илларионовна любит порядок и дисциплину, в то же время свободно общается со своими учениками, умеет находить с ними общий язык.
Она постоянно бывает на концертах, спектаклях, а потом делится впечатлениями со студентами. Если в каком-нибудь российском городе проходит интересный семинар, ассамблеи, конкурс, Валентина Илларионовна едет туда. Дома у педагога большая библиотека нотной и художественной литературы, и она охотно дает ею пользоваться коллегам и ученикам.

Вместе – целая страна
Особая гордость доцента кафедры хорового дирижирования – ученики, более ста профессиональных музыкантов. В Москве сейчас работает Антонина Егорова, отделениями музыкальных училищ заведуют Людмила Черепкова-Гриценко в Озерске, Надежда Савельева в Ярославле, Елена Рябова в Учалах. Светлана Ларченко руководит хоровой студией в Воронеже, там же возглавляет музыкальную школу Раиса Павленко. Анатолий Волошин дирижирует хором в Германии, Владимир Несговоров трудится по профессии в Сургуте. Лауреатом конкурса дирижеров имени Эйдинова стала Наталья Кудрявцева. Звание заслуженного работника культуры получили Людмила Гриценко, Надежда Савельева, Светлана Ларченко. В Магнитогорске дело своего педагога продолжают Ирина Сирик (ЦЭВД «Камертон»), Марина Маслюк (Концертное объединение), в Магнитогорском театре оперы и балета поют Евгения Сологуб и Юля Каримова, стезю преподавателя избрала Наталья Горбатова.
– Мне не стыдно ни за одного своего ученика, ни за один хор, с которым я работала, – с гордостью отмечает Валентина Илларионовна. – Весь секрет моих успехов заключается в том, что я очень люблю свою профессию и учеников.
Exit mobile version