В театре «Буратино» он с 2009 года, вместе с женой художником-бутафором Татьяной приехал в Магнитогорск после работы в Томском кукольном театре «Скоморох». Многих «буратиновцев» уже знал по фестивалям театрального мастерства, с некоторыми из них учился в Свердловском театральном училище.
– Дмитрий Никифоров умеет создавать любой образ в любых обстоятельствах до абсолютного совершенства, до филигранности, – говорит главный режиссер нынешнего «Буратино» Сергей Ягодкин. – Он доводит роль до такой психологической глубины, о которой и режиссер не подозревает. Очень точно работает с куклой, обладает огромным профессиональным арсеналом. Гениальный партнер, тонко чувствующий рисунок спектакля. Потрясающий артист, имеющий великолепное чувство юмора.
Мы побывали на детском музыкальном спектакле «Садко», где Дмитрий Никифоров в ансамбле с Александром Анкудиновым, Сергеем Мелединым и Романом Табиевым «сопровождал» главного героя по местам его сказочных путешествий, заставляя маленьких зрителей с восторгом следить за происходящим на сцене. Располагающая внешность, приятный голос, подвижность, профессиональное мастерство поддерживали интерес к актерской игре на протяжении всего спектакля. Кстати, главные действующие лица «Садко» хорошо пели, поэтому после окончания спектакля мы поинтересовались, не было ли это вокальным дебютом для заслуженного артиста.
– Нет, – ответил Дмитрий Викторович. – Профессия у нас такая, чтобы все уметь. Как-то довелось выступить с романсом Вертинского на концерте поэзии Серебряного века – и нашлись свои поклонники. Хотя сложные классические арии исполнял, наверное, впервые. Помогло то, что с нами занималась педагог по вокалу Вера Яметова.
– Особенность вашей профессии – драматическому актеру можно сконцентрироваться только на своей роли, а вам еще необходимо работать с куклой…
– Кукольный персонаж помогает, когда не хватает собственных выразительных средств, но и сдерживает, когда актеру необходимо вывести его на передний план, а самому уйти в тень. Удобно работается, когда спектакль хорошо продуман и кукла тебя достойно заменяет. Наша профессия – это еще и большой физический труд: когда в руки берешь тростевую куклу, которая весит от полутора до пяти-шести килограммов, и на протяжении получаса ее не отпускаешь, силы затрачиваются большие. Нужны выдержка, терпение, все это приходит с опытом, рука привыкает, так или иначе ищешь моменты, когда можно передохнуть, расслабить мышцы.
– Вы можете поделиться своими впечатлениями от первого выхода на сцену?
– Да, этот момент отлично помню. После получения диплома я вышел на работу в Свердловский областной кукольный театр, и меня сразу ввели в спектакль – осетинскую сказку «Легенда об Амиране» на роль старика. На первой репетиции я взял тростевую куклу, произнес пару реплик, и режиссер остановил репетицию: все свободны, а Никифоров – ко мне. Я невольно подумал: увольнять будут? А режиссер попытался до меня донести, что театр – это не учебное заведение, здесь надо учиться актерскому ремеслу по-новому. Он был в ужасе от того, что я показал, и решил сначала поработать со мной индивидуально. Репетиции начались со следующего дня, меня в спектакль так, потихоньку, и вводили. Спасибо режиссеру, который помогал, и партнерам, которые не задвигали, – недели через две-три я уже вышел на сцену. Могу сказать, что артисты в кукольном театре – это всегда большая семья.
– Чем запомнилось вам время работы в Томском театре кукол «Скоморох»?
– За два сезона в Свердловске я сыграл около сорока ролей. Но там был стандартный кукольный театр – на ширме и в основном с куклами, живой план был не принят. И я написал заявление в Томский театр, где мне посчастливилось поработать с великим мастером кукольного мира Романом Виндерманом. Дипломный спектакль в Свердловском училище мы делали у него, тогда я и обратил внимание на этого режиссера, а он на меня. И вот мне удалось попасть к Виндерману в театр – здесь куклы и актеры выступали наравне, это был для меня очень ценный опыт. Я стал виндермановцем – так же, как есть в кукольном мире шраймановцы, артисты Вольховского, Фридмана и так далее. Материал, за который мы брались, был очень серьезный. Сегодня ты мог играть в сказке «Три поросенка», а завтра тебя вводили в спектакль «Мастер и Маргарита» Булгакова, чтобы сыграть роль Ивана Бездомного.
– Получается, что у вас были роли самого широкого диапазона…
– У кукольников нет такого деления, как в драме: трагик, комик, лирический герой, травести. Кукольники – это универсальные актеры, они могут все. Например, в «Буратино» у меня сейчас разноплановые роли – это Алексей Иванович в спектакле «Игрок» по Достоевскому, разнохарактерные персонажи в постановках «Лекарь поневоле» и «Осколки, или Воспоминания о «Битлз», герои в ряде детских спектаклей и, конечно же, главная роль в постановке заслуженного деятеля искусств РФ Натальи Корляковой «Блэз». Надеюсь, что в «Капитанской дочке», которую Сергей Ягодкин выпускает в следующем сезоне, мне тоже что-нибудь достанется.
– Для успешной сценической карьеры важнее иметь визуальные данные или талант и харизму?
– Для артиста самое главное – это работоспособность, самоотдача, желание и любовь к тому, чем ты занимаешься. Есть талант или нет – сразу это невозможно определить, и вообще слово это эфемерное, его просто придумали. Талант… Понятия не имею, что это такое. Могу только сказать: когда смотришь как зритель на работу других артистов, кажется, да, вот это талант – потому что сопереживаешь с ним вместе и смотришь.
– Как вы пришли к режиссуре?
– Мой первый опыт пришелся на тяжелый период, когда не выплачивали зарплаты. И мы с супругой – художником-бутафором сделали свой первый спектакль, который нас какое-то время спасал. Потом уже поставили с женой в «Скоморохе» два детских спектакля – кстати, в Томске, где она работала, мы и познакомились. Приехав в Магнитогорск, мы с ней выпустили спектакль «Маша и медведи», «Сказки для тигра». Чем хорошо работать на детские спектакли – ты с публикой на одной волне. Ребенок не будет врать, маленькие зрители всегда честные и открытые, если им спектакль понравился, они покажут это во время действия своей реакцией.
– В чем сила вашего творчества?
– В оптимизме. Меня можно назвать везунчиком: очень везло и с партнерами, и с режиссерами, я работал рядом с такими мэтрами театральной сцены, что большинство артистов могут только позавидовать. И чувство юмора, здоровая толика сарказма и самоирония меня по жизни так и держали.
Кстати, свой творческий потенциал Дмитрий Никифоров раскрывает не только на сцене театра куклы и актера «Буратино». Актера любят и ждут в ЦЭВД «Камертон», где он участвует в таких детских спектаклях, как «Волшебная мелодия», «Дюймовочка», – медвежонок, гномик, зайчик, солдатик и другие сказочные герои говорят на сцене его голосом. На протяжении двух лет он сотрудничает с камерным хором концертного объединения. В канун Женского дня мы увидели Дмитрия Никифорова на сцене в качестве прекрасного чтеца – поэзия Петрарки, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Северянина, Бальмонта и Гете в музыкально-поэтической композиции «Благословим любовь» благодаря его мастерству становилась близкой и понятной. На вопросы публики, откуда появился такой замечательный артист, Дмитрий Никифоров ответил: «Приходите в «Буратино»! У нас там все такие».