Великий артист. Люди и события в истории России 27 октября

Какие задачи решал пограничный корпус, почему Караченцов не стал танцовщиком балета, и за что Пастернака исключили из Союза писателей, рассказывает «МР-инфо».

Защита от контрабандистов

27 октября 1893 года по инициативе министра финансов статс-секретаря Сергея Витте был создан Отдельный корпус пограничной стражи Министерства финансов. Он был призван защищать интересы государства от тайного провоза товаров и от всякого незаконного проезда и перехода различных лиц через границу Российской империи. Витте стал шефом пограничной стражи, а первым командиром корпуса был назначен генерал от артиллерии Александр Дмитриевич Свиньин. Сначала пограничный корпус решал свои задачи на северо-западном, западном и закавказском участках границы, а с 25 апреля 1894 года – и в Средней Азии и Закаспийской области. Корпус взял под охрану более 14 тысяч верст границы, остальные охранялись казачьими войсками, частями Военного министерства и иными специальными формированиями. Русские пограничники не случайно подчинялись финансовому ведомству: они защищали границу прежде всего от контрабандистов.

Великий артист. Люди и события в истории России 27 октября

Балет не для мальчиков

27 октября 1944 года у художника-графика Петра Яковлевича Караченцова родился сын Николай, которому суждено было стать всенароднолюбимым актером театра и кино. Мир театра открылся для Николая в детстве: мама, Янина Евгеньевна Брунак, в те годы училась в ГИТИСе и как балетмейстер-постановщик ставила спектакли в крупнейших музыкальных театрах в Большом, Казанском музыкальном театре, Музыкальном театре Улан-Батора в Монголии. На репетициях оказывался и маленький сын. Волшебство и будни балетного закулисья завораживают, и нет ничего удивительного в том, что Коля Караченцов хотел стать танцовщиком. Но мама отговорила его посвящать жизнь балету: «Она знала, как складываются балетные судьбы, и сказала: “Это не для мальчиков”, – вспоминает Николай Петрович. – Ведь у мужчины в 40 лет – расцвет жизни, а тут – пенсия. Что делать дальше, если нет балетмейстерского и педагогического таланта? А не дай бог, травма? Я маме благодарен за то, что она отговорила меня от балетной карьеры». В 1967 году Николай Караченцов с отличием окончил Школу-студию МХАТ. Обычно выпускников школы автоматически “распределяли” во МХАТ. Но в 1967-ом в Московском театре имени Ленинского комсомола в связи с уходом с поста главного режиссера Анатолия Эфроса сложилась катастрофическая ситуация недобора актерского состава. Новый главный режиссер театра Монахов обратился с письмом к руководству Школы-студии с просьбой о помощи. Впервые за всю историю существования школы, в виде беспрецедентного “исключения”, десять ее лучших выпускников были направлены в театр Ленинского комсомола. Так Николай Караченцов стал актером Ленкома и за 30 лет творчества ни разу не “изменил” этому театру. Ушел из жизни великий артист 26 октября 2018 года в возрасте 73 лет.

Во власти романтиков нет

27 октября 1958 года Борис Пастернак был исключен из Союза писателей СССР. Поводом стали присуждение поэту Нобелевской премии и публикация за границей романа «Доктор Живаго». Казалось, уже прошли сталинские времена, роман собирался в свое время печатать «Новый мир», был он опубликован годом ранее итальянским издателем-коммунистом, на Нобелевскую премию Пастернак выдвигался восемь раз, да и формулировка Нобелевского фонда не несла ничего антисоветского: «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Но здравый смысл не впервые уступал идеологическим догмам. На заседании президиума Союза писателей почти все выступавшие (в том числе и те, кого Пастернак считал своими друзьями) открыто признавались, что не читали романа, но тем не менее вовсю поносили автора и его произведение. Лишь Александр Твардовский и Николай Грибачев были против исключения поэта. Сам Пастернак на заседании не присутствовал, он прислал письмо, которое закончил словами: «Я не ожидаю от вас справедливости. Вы можете меня расстрелять, выслать, сделать все, что угодно. Я вас заранее прощаю. Но не торопитесь. Это не прибавит вам ни счастья, ни славы. И помните, все равно через некоторое время вам придется меня реабилитировать. В вашей практике это не в первый раз».

Exit mobile version