Отголоском технического прогресса стало появление видеоигр, которые не только быстро обрели популярность, но и стали новым видом профессии. Затмит ли киберспорт традиционные специальности, или повышенный ажиотаж вокруг игр – лишь резонанс, вызванные недавней триумфальной победой российской команды на международных соревнованиях? Разбирается «МР-инфо».
Индустрия компьютерных игр появилась недавно, но уже стала частью жизни многих людей по всему миру. И причина тому – не только интерес прохождения сюжетной ветки или возможность осуществить то, что в реальности сделать никогда не получится. Одним из фактором повышенного любопытства стала возможность зарабатывать реальные деньги на виртуальной игре.
Особо остро вопрос заработка при помощи видеоигр был поставлен после победы российской команды Team Spirit на международных соревнованиях The International 2021 по Dota 2, главным призом которых была крупная денежная сумма.
В одночасье 18-летние участники отечественной команды стали обладателями 18 млн долларов (250 млн рублей на каждого), а слава о них разнеслась по всему миру. Отношение к видеоиграм стало постепенно меняться – по большей части из-за денег, которые выиграла команда.
Сегодня видеоигры действительно являются одним из способов заработка. Профессиональных геймеров называют киберспортсменами – представителями новой профессии, которая начинает обретать популярность у молодого поколения. Как стать киберспортсменом, и сколько они получают? Этими и другими вопросами задаются все больше и больше российских подростков.
Что такое киберспорт и как на нем зарабатывают
Киберспорт имеет простую внешнюю структуру: разработчики игр занимаются организацией турниров, игроки участвуют в них, чтобы получить призовой фонд, который делят либо на всех участников команды, либо на тех, кто занял высокие места.
По статистике, профессиональный киберспортсмен в США в среднем получает 150 тыс. долларов в год. В европейских странах зарплата игроков-профессионалов пониже: например, в Германии она составляет 80 тыс. евро ежегодно.
В России киберспорт с 2016 года признан официальным видом спорта, но его развитие только начинает набирать обороты, да и отношение к этой деятельности у населения еще не сформировалось.
В России средний доход новичка – 7 тыс. рублей в месяц. В Санкт-Петербурге начинающий игрок может получать до 10 тыс., в Москве – до 15. В основном сумма зависит от направления, в котором играет спортсмен. Также можно получать дополнительные средства из участия в рекламных кампаниях, стриминга (ведения видеотрансляции) или донатов (добровольные пожертвования от поклонников).
Многим любителям игр профессиональный киберспорт кажется притягательным и несложным. Однако чем выше спрос – тем выше конкуренция. В киберспорте, по большому счету, действуют те же правила, что и в спорте обычном: клубы охотнее принимают молодых игроков, нужны постоянные усердные тренировки, у каждой команды есть свой тренер.
Бывший киберспортсмен Федор Жигалкин занимался организацией турниров в Магнитогорске. По его словам, чтобы стать профессиональным игроком и получить должный опыт, нужно проводить за компьютером от 10 часов в сутки.
«Организацией решил заняться, когда объявили турнир, а я не нашел состав. Игры мы организовывали от лица клуба, а призовой фонд формировался из взносов команд. Оставалось только сделать форму для заполнения, распространить ее среди участников и немного «порекламить». Однако турниры по играм, в которых я разбираюсь, перестали приносить выгоду, а чтобы стать профессиональным киберспортсменом, нужно уделять игре более 10 часов в день – такого времени у меня нет. Последний турнир мы сыграли в январе от ММК. Заняли 3 место из 5 команд. Сейчас я бросил организацию и для себя играю очень редко – всего пару раз в месяц. Насчет Team Spirit: парни большие молодцы, прошли трудный путь к чемпионству, хотя составу только год. В начале сезона проигрывали худшим СНГ командам. Сейчас собрались, каждый сыграл гениально. Но, мне кажется, они повторят судьбу Wings (победители The International 6): после победы последуют череда поражений и дизбанд», – сказал Федор.
Несмотря на то, что киберспорт официально признан видом спорта, он все же не включен в программу Олимпийских игр. При этом победа Team Spirit спровоцировала рост популярности видеоигр не только как спортивной дисциплины, но и как самостоятельной профессии.
«Из-за киберспорта мы теряем будущих великих спортсменов, способных стать олимпийскими чемпионами. Очень жаль, но это их право выбора. Только я не хочу, чтобы это приобретало массовый характер, потому что победа Team Spirit сейчас станет супер большой рекламой для детей», – прокомментировала победу российской команды олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, депутат Госдумы РФ Светлана Журова.
Кончено, особый интерес развитие новой спортивной профессии вызывает у подростков, ведь долгое время компьютерные игры считались увлечением детским. Но так ли это на самом деле?
Игры – для детей?
Компьютерные игры долгое время считались развлечением для детей и подростков. Согласно опросу, проведенному компанией Online interviewer осенью текущего года, из 500 опрошенных ребят 90% признались, что не могут представить свою жизнь без онлайн-игр. Более половины из них – играют за компьютером. Подобные цифры настораживают родителей: зачастую ребенок предпочитает цифровые развлечения школе. К тому же, постоянный контакт с электроприборами пагубно влияет на зрение и здоровье в целом.
Магнитогорский психолог и педагог Ульяна Зинова считает, что увлечение играми не должно мешать учебе, даже если ребенок профессионально занимается киберспортом.
«У человека всегда должна быть подстраховка. Но ни в коем случае нельзя предпочитать компьютерные игры школе. Все-таки образование должно быть на первом месте, потом уже увлечение киберспортом, даже если это увлечение профессиональное. На этой позиции я стою по отношению к любому виду спорта. Хобби и профессиональная деятельность не должны идти вразрез с получением образования. Учеба развивает мышление, которое является очень важной психологической составляющей спортсмена», – прокомментировала Ульяна Александровна.
Многие геймеры проносят любовь к играм через многие годы, совершенствуя свои навыки и принимая участие в специальных соревнованиях. Их пример постепенно начинает перенимать и молодое поколение.
«Сын перестал выполнять домашние задания, съехал по учебе, все свободное время проводит в компьютере. Разговаривала с ним – хочет стать киберспортсменом и зарабатывать этим себе на жизнь. Попытки объяснить насколько сейчас важен хороший аттестат бесполезны», – было сказано в посте одной из социальных сетей.
Определить склонности ребенка можно уже в раннем возрасте, уверены психологи. Но ни в коем случае нельзя переносить на детей свои нереализованные амбиции.
«Нужно предоставить ребенку возможность попробовать себя в разных сферах: спорте, музыке, искусстве, техническом творчестве. Но нужно успеть это сделать до 10 лет, потом дети должны учиться достигать цели самостоятельно. Подростки часто готовы бросить увлечение под влиянием эмоций, но важно, чтобы начатое дело было завершено. Помочь детям сделать это – задача родителей», – рассказала Ульяна Зинова.
Среди молодежи действительно наблюдается тенденция к освоению новых, неординарных профессий. Но неужели современные и модные специальности в скором будущем будут более востребованы, чем традиционные?
Кто будет строить дороги и лечить людей?
Повышенный интерес к новым видам спорта и профессиям начинает вызывать беспокойство у общественности. Действительно, если многие уже стремятся стать киберспортсменами, то кто же будет строить дороги и лечить людей? Неужели традиционные профессии обесценятся и канут в Лету?
В обществе идет тенденция к компьютеризации. Если ознакомиться со списком профессий, которые станут популярными совсем скоро, можно увидеть расширенные версии специальностей, существующих уже ни одно столетие (онлайн-терапевт, инженер-генетик, киберследователь).
Как отмечает Ульяна Зинова, киберспорт действительно можно считать новой профессией в спортивной деятельности, но, как и любая другая специальность, он требует очень большого труда.
«Чтобы стать профессиональным спортсменом необходима специальная подготовка. Только в этом случае киберспорт становится не просто любительской игрой, а делом всей жизни. Стоит также отметить, что от любого профессионального спорта формируется психологическая зависимость. Это связано с физиологией – при занятии спортом происходит выработка определенных гормонов», – прокомментировала Ульяна Александровна.
Одной из особенностей киберспорта является дистанцированность игроков. Несмотря на общение в виртуальном чате киберспортсменам зачастую недостает контакта с реальными людьми, который присутствует во многих привычных профессиях и занятиях. А это, отмечает Ульяна Зинова, может негативно сказаться на психологическом здоровье.
«Киберспортсмены больше общаются за компьютером, чем вживую. К сожалению, мы очень часто наблюдаем у них момент депрессивных расстройств, которые иногда необходимо даже лечить. В целом, киберспортсмены – это очень дружная команда, и они могут встречаться вне компьютерной деятельности – так у них вырабатываются свои традиции, которые приводят к успеху. Таким образом я прихожу к выводу, что живое общение влияет на успех команды в киберспорте. Все-таки его ничем не заменить», – добавила психолог.
Киберспорт отличается от других профессий зрелищностью – оттого турниры и стримы набирают огромные аудитории, а сами игры воспринимаются как шоу.
«В свободное время я иногда смотрю стримы – чаще всего по Лиге Легенд, – поделилась своим мнением игрок-любитель Юлия Соколова. – Кое-кто из зарубежных и русских стримеров действительно может зарабатывать на онлайн-трансляциях, но для этого есть много условий: постоянные зрители, регулярные трансляции. Важно, чтобы и канал, и сам стример цепляли чем-то. Зрители знают, что стример зарабатывает на играх, поэтому охотно донатят. Но многие совмещают игры о основной работой, делают трансляции в выходные или в свободные вечера. Все-таки на стрим уходит много времени», – подытожила Юлия.
Безусловно, работа и развитие любых навыков требует немалого времени, сил и упорства. Киберспорт не стал исключением, но многие геймеры прельщаются доходом, который получают игроки. Однако посвящать всю жизнь видеоиграм только ради денег не стоит.
«Большие заработки в киберспорте далеко не у многих ребят – только у самых целеустремленных, талантливых и способных. Любой спорт – это большой труд, и чтобы заработать хорошие деньги нужно очень много работать. Не просто играть в свое наслаждение, а разбирать, готовиться, тренироваться. На первый взгляд кажется, что киберспорт – это легко и просто. На самом деле это очень сложный и кропотливый труд», – отметила Ульяна Зинова.
В каждой профессии всегда есть лидеры и отстающие, профессионалы и посредственные работники. Сын Елены Владимировой увлекается компьютерными играми с детства, но становиться киберспортсменом не планирует – хочет освоить профессию автомеханика.
«Как бы не были популярны некоторые профессии, все равно везде есть свои лидеры и отстающие. Не все люди становятся бизнесменами, как бы им этого не хотелось, и не все получают огромные деньги, даже если выбирают востребованную специальность. В привычном нам спорте тоже зарабатывают немало – например, доход гроссмейстеров достаточно большой, но это не значит, что все внезапно решили играть в шахматы. Та же история, кстати, была с блогерством буквально несколько лет назад. Но сильно ничего не поменялось. Как люди осваивали традиционные профессии, так они и продолжают это делать», – поделилась своим мнением Елена.
Федор Жигалкин придерживается подобного мнения.
«Профессия киберспортсмена уже есть. Но существует она на уровне большого спорта и открыта лишь для единиц».
Число геймеров неустанно растет. В 2018 году в мире насчитывалось порядка 2,3 млрд игроков (28.75% от населения Земли), однако в течение двух лет эта цифра увеличилась почти на миллиард. В 2020 году, по данным исследовательской компании DFC Intelligence, более 3,1 млрд человек (38,7%) отнесли себя к геймерам.
Немалую роль в развитии популярности видеоигр сыграла самоизоляция 2020 года – как сообщает ТАСС, за время пандемии число любителей компьютерных игр выросло почти на 50%.
Из общего количества геймеров около 48 тыс. являются профессиональными игроками, для которых цифровые развлечения – не просто хобби, а полноценная профессия.
Безусловно, киберспорт отличается от привычных специальностей. Он требует хорошей подготовки, развивает интеллект, стратегическое мышление и силу воли. Но не стоит забывать: видеоигры – лишь одна из множества востребованных, интересных и высокооплачиваемых профессий. Перед ребенком открыто огромное количество путей, но перед тем, чтобы окончательно определиться с делом всей жизни, нужно прислушаться к себе и выбрать ту работу, которая будет приносить радость и удовольствие.