Трагедия в Лужниках. Люди и события в истории России 20 октября

На арене какого цирка выступал «солнечный клоун», сколько болельщиков погибло в давке на футбольном матче, и чем прославился Сергей Бондарчук, рассказывает «МР-инфо».

Цирк Никулина

20 октября 1880 года распахнул двери для первых зрителей Московский цирк на Цветном бульваре – один из старейших в России. Он пережил мировые войны, революции, строительство социализма и перестройку! Его зрителями были сановные вельможи Российской империи и царственные особы советской власти, именитые купцы и ударники первых пятилеток, господский люд и Герои Социалистического Труда. Под сенью его купола творили выдающиеся деятели мирового цирка, театра, кино. Сегодня имя Московского цирка на Цветном бульваре известно во всем мире и ассоциируется у зарубежных зрителей с высокими достижениями российского циркового искусства. Самые знаменитые артисты выступали на манеже Московского цирка. Анатолий и Владимир Дуровы. Непревзойденные прыгуны Сосины. Первоклассные жокеи Василий Соболевский и Герберт Кук. Грациозная танцовщица Марта Сур. Несравненные эквилибристки сестры Кох. Знаменитый «хитрец» Кио. Здесь же началась неувядаемая слава Карандаша. На этой арене выступал «солнечный клоун» Олег Попов. Но бесспорно, самым знаменитым клоуном, которого московский цирк подарил свету, стал Юрий Никулин, который в 1983 году принял руководство цирком. С 1996 года цирк носит имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». После кончины Юрия Владимировича в августе 1997 года, генеральным директором был избран его сын Максим Никулин.

Трагедия в Лужниках

20 октября 1982 года в Лужниках во время матча 1/16 розыгрыша Кубка УЕФА между московским «Спартаком» и голландским «Харлемом» произошла страшная давка, во время которой погибло 66 человек и еще более 60 получили различные травмы. Матч проходил на Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В. И. Ленина (сейчас — стадион «Лужники»). За несколько минут до конца матча многие болельщики потянулись к выходу. Хотя, согласно материалам дела, были открыты все выходы с работающих трибун, основная масса зрителей с трибуны «С» двинулась по лестнице № 1. Было холодно, зрители хотели побыстрее попасть в метро, и по лестнице вниз двигался поток плотно прижатых друг к другу людей. По показаниям свидетелей, все началось с того, что на последних ступеньках лестницы упала девушка. Передние остановились и попытались помочь ей подняться, но народ сзади напирал и те, кто попытался помочь, были смяты, о них продолжали спотыкаться другие, началась ужасная давка. Давление толпы стало таким сильным, что металлические перила лестницы выгнулись под давлением человеческих тел, и люди начали падать вниз на бетонный пол. Среди неофициальных версий была такая, что давка была вызвана вторым голом, забитым в самом конце матча Сергеем Швецовым. Якобы болельщики, уже покидавшие стадион, услышав о только что забитом голе, повернули обратно, и столкновение двух потоков болельщиков (уходящих и возвращающихся) привело к давке. Согласно другой популярной версии, для болельщиков якобы была открыта только трибуна «С», выйти с которой можно было лишь по одной лестнице, а ее оказалось слишком мало для плотного потока людей. Как бы то ни было, в давке погибли 66 человек, многие из которых были ещё подростками. И эта давка стала самым трагическим случаем в истории советского и российского спорта.

Мастер батальных сцен

20 октября 1994 года ушел из жизни выдающийся мастер отечественного и мирового кинематографа Сергей Бондарчук. Вернувшись с войны, он был зачислен на третий курс актерского факультета ВГИКа в мастерскую Сергея Герасимова. В первой режиссерской работе – фильме «Судьба человека» по рассказу Шолохова – добился редкого сочетания реализма и патетики, сыграв роль солдата Андрея Соколова. Четыре серии киноэпопеи «Война и мир» стали уникальным явлением отечественного кинематографа. Бондарчук не просто проиллюстрировал сюжетные линии толстовского шедевра, но дал кинематографическое воплощение философским воззрениям писателя. Мастерство постановщика батальных сцен Бондарчук подтвердил в фильме «Ватерлоо». Образцом эпического жанра стала экранизация романа Шолохова «Они сражались за Родину».

Exit mobile version