Кровь, насилие и деньги. Как «Игра в кальмара» воздействует на психику детей?

Не прошло и месяца с момента выхода южнокорейского сериала «Игра в кальмара», как о проекте начал говорить весь мир. Кинокритики пророчат дораме всемирную популярность, родители бьют тревогу из-за жесткости сцен и пагубного влияния на психику детей. «МР-инфо» постарался разобраться, чем на самом деле может обернуться для зрителей всемирная популярность сериала о выживании, и могут ли воплотиться его события в реальной жизни.

Сериалы и ток-шоу, подкасты и небольшие видео в Тик-токе сегодня стали неотъемлемой частью нашей жизни. Придя домой после учебы или работы, мы ищем в интернете и телевизоре спасение от рутины, наблюдаем за красивой картинкой «просто, чтобы расслабиться», следим за новыми сериями, чтобы отвлечься и при необходимости поддержать беседу.

Однако не все так просто. Человеческий разум – вещь удивительная и непредсказуемая. И – самое ужасное – легко склоняемая к воздействию.

Классика vs жестокость

По итогам 2020 года, количество подписчиков Netflix превысило 200 млн человек. Эта платформа подарила нам множество по-настоящему хороших сериалов, часть из которых оказалась настолько реалистичной, что… у аудитории стало появляться желание воспроизвести показанное на экране в действительности.

Не будем приплетать «тлетворное влияние Запада» и хрупкость детских умов – желание подражать харизматичным героям и оказаться в неординарной ситуации возникало у человечества еще на заре развлекательной индустрии (привет, античная литература и ранний кинематограф).

«Преступление и наказание» Достоевского с убийством старухи-процентщицы, «Война и мир» Толстого с детальным описанием сцен сражения, поэзия Николая Добролюбова и Михаила Лермонтова, пропитанная упадническими настроениями, «Тихий Дон» и рассказы Шолохова, пронизанные жестокостью и натуралистичностью – все это не вызывало вопросов о воздействии на жизнь людей. Более того – эти произведения и их авторы вошли в сборники классической литературы.

Та же история, кстати, произошла и с зарубежными произведениями: например, «Шум и ярость» Фолкнера с описанием сцены самоубийства и подготовки к нему, или «Божественная комедия» Данте с детализированной прогулкой по аду, или «Волшебная гора» Томаса Манна, показывающая жизнь неизлечимо больных людей и смерть младенцев, или, наконец, произведения Кафки, иллюстрирующие сцены человеческой беспомощности.

Все это стало школьной хрестоматией, мировой классикой, которую читали мы и будут читать наши потомки. И вопросов о запрете или вредном влиянии этих произведений на жизнь ни у кого не возникало.

Так неужели нынешнее поколение (к которому, к слову, относится и автор этого текста) стало слишком восприимчивым, податливым и легко внушаемым?

Конечно, сейчас техника и человеческая мысль вышли на другой уровень: у нас есть выбор, огромная библиотека произведений и фильмов на любой случай жизни и безграничные запасы информации, подаренные человечеству интернетом. Но не фильм и не интернет толкают человека на преступление. Причиной становится нечто другое.

И это «нечто» довольно хорошо показано в нашумевшем и продолжающем шуметь южнокорейском сериале «Игра в кальмара» (который, к слову, вышел 17 сентября 2021 года, и меньше чем за месяц собрал более 11 млн просмотров).

Успех «кальмаровой» игры

Не успела дорама (телесериал Южной Кореи или Японии) выйти, как о ней уже начал говорить весь мир. По словам главы Netflix Теда Сарандоса, уже за первые 10 дней сериал занял лидирующую позицию в рейтинге в 90 странах, став самым просматриваемым неанглоязычным проектом стриминга. Также у дорамы есть все шансы стать самым популярным сериалом за всю историю Netflix. При этом активная промо-компания «Игры в кальмара» была в основном в Южной Корее. Почти во всех остальных случаях весть о дораме разлетелась по соцсетям.

Так же случилось и со мной: об «Игре в кальмара» я узнала по видео на Ютубе и мемам в социальных сетях. Чрезмерный ажиотаж, царящий вокруг сериала, поначалу настораживал, и некоторое время я решила побыть в стороне, избегая спойлеров, теорий и обзоров.

Кровь, насилие и деньги. Как «Игра в кальмара» воздействует на психику детей?

Однако в скором времени мне начали попадаться неоднозначные статьи и отзывы, а потом – информация о волне насилия среди школьников Великобритании и Бельгии, спровоцированной «Игрой в кальмара»: по словам учителей, дети начали устраивать похожие игры, и избивать проигравших.

«Кальмаровый» круг начал постепенно сужаться, научный интерес – разгораться, и я наконец решила изучить предмет массовых обсуждений. Серия за серией – дораму я осилила за 3 вечера.

К слову, в сериале всего 9 эпизодов продолжительностью около часа. О сюжете «Игры в кальмара» не слышал, наверное, только ленивый, но на всякий случай напомню (без спойлеров): дорама рассказывает нам о людях, которые, погрязнув в долгах, участвуют в играх на выживание с огромным денежным призом. Причем эти игры – обычные детские развлечения вроде классиков, перетягивания каната и «Море волнуется раз» (только в южнокорейской версии). Весь ужас происходящего заключается в постоянном ощущении неизбежной смерти, которая настигает всех, кто не справился с заданием. Отмечу также, что у каждого игрока есть свой номер (всего их 456), который заменяет им имя – не буду лукавить, это хороший ход, потому что запомнить корейские имена порой бывает очень сложно.

Итак, что мы имеем: погрязшие в долгах корейцы, огромный призовой фонд (45,6 млрд вон или примерно 27,7 млрд рублей), охрана в ярко-красных костюмах и масках с геометрическими фигурами, похожими на геймпад PlayStation, детские игры, таинственный ведущий с крутой маской и множество жестоких сцен.

Безусловно, все это вызвало резонанс в обществе – но не только из-за кровопролития, но и из-за вопросов, поднимаемых в сериале.

За всей кроваво-жестокой мишурой скрываются вполне очевидные вещи, которые существуют в реальном мире, но не всегда осмысливаются нами. Если бы у героев не было финансовых трудностей – не было бы игр. Если бы у игроков было милосердие – не было бы стольких смертей. В мире ничего не происходит просто так, у всего есть своя причина. В «Игре в кальмара» это причиной стали деньги, из-за которых персонажи были готовы пойти на все.

И если сериал нашел у зрителя отклик и вызвал резонанс в обществе – это значит, что ситуация в реальной жизни не сильно отличается от показанного на экране. Причем похожие проекты вроде «Голодных игр» или «Королевской битвы» также в свое время пользовались успехом.

Сегодня популярность «Игры в кальмара» уверенно растет. Его рейтинги становятся все выше и уже превысили популярность нашумевших «Бумажного дома» и «Полового воспитания». Сериал стал трендом во всех отношениях – множество обзоров и фанатских теорий, огромное количество мемов и фанфиков. В Тик-токе по тегу «игра в кальмара» уже начитывается более 1,5 миллиардов просмотров.

Семимильными шагами «кальмаровый» ажиотаж пришел и в Россию. ВКонтакте, русскоязычный Тик-ток и Ютуб – встретить упоминания сериала можно повсюду. И, конечно, немалую часть его аудитории составляют дети, которые, несмотря на жесткое возрастное ограничение 18+, все равно находят способы познакомиться с дорамой.

Успех и популярность «Игры в кальмара» объясняются не только интересным сюжетом и харизматичными персонажами – сериал попал в цель, показав близкую нам реальность, в которой кто-то увидел нечто знакомое, а кто-то – решил всеми силами не допускать подобного в своей жизни. Похожие процессы, кстати, происходили в свое время и с «Игрой престолов», фишкой которой также стала иллюстрация не точечного героя, а целого общества во всем его многообразии.

У детей, конечно, другой взгляд на ситуацию. Посмотрев сериал, они ощутили реалистичность и безнаказанность происходящих событий. Да и сама идея выигрыша огромных денег путем участия в простых играх может показаться привлекательной. К тому же, известны случаи пагубного влияния «Бойцовского клуба» на молодую аудиторию, которая вслед за героями фильма начала организовывать подпольные драки.

Так чего нам ждать от «Игры в кальмара»? Действительно ли влияют сериалы на психику детей и подростков?

Влияют ли сериалы на психику?

Между тем учителя и родители начинают бить тревогу: психика детей, и так нарушенная аниме, компьютерными играми и бесконечными домашними заданиями, может просто не выдержать еще одного пресса в виде «Игры в кальмара».

Школы Великобритании одними из первых начинали постепенно призывать родителей оградить несовершеннолетних зрителей от просмотра сериала.

«Мы заметили, что все больше детей начинают играть в свои собственные версии игр из этого сериала на детской площадке, что, в свою очередь, вызывает конфликты», — было сказано в заявлении одной из школ.

Помимо конфликтного поведения и вольной интерпретации игр учителя начинают отмечать более агрессивное поведение детей по отношению к другим игрокам: школьники делают вид, что расстреливают друг друга. Причем подобное наблюдается и среди тех, кто не смотрел «Игру в кальмара», ведь все мы так или иначе знакомы с детскими играми и принимали в них участие, а в основе сериала лежат как раз именно они. В итоге многие Ютуб-каналы и сайты, нацеленные на детскую аудиторию, перенимают игры из дорамы вроде сахарных сот или «Тише едешь – дальше будешь», невольно делая «Игру в кальмара» еще более популярной. А вместе с интересом к сериалу и играм приходит и интерес к их правилам. Если в сериале расстреливают проигравших, то дети, подражая героям, будут делать тоже самое.

Как отмечает магнитогорский психолог и преподаватель Ульяна Зинова, юные зрители подвержены влиянию и установкам куда больше, чем взрослые, а игра является для них способом познания мира.

«Детская психика очень пластична. Через игры ребята учатся новому, и когда видят игру – даже такую жестокую, как в сериале, – то не понимают, хорошо это или плохо. Если так делают – значит так можно», – прокомментировала психолог.

Вся ирония происходящего заключается в том, что сами игры, показанные в дораме, жестокости не учат. Все мы хоть раз в жизни перетягивали канат или вырезали фигурки, играли в классики или камушки – все эти развлечения развивают физические и умственные способности детей… Мотива преступления в этом нет, отбой.

Все упирается именно в жестокие последствия, которые настигают проигравших. И если просто жестокие сцены могут казаться детям непонятными и отталкивающими, то в «Игре в кальмара» кровопролитие показано на уровне, который близок детям, – на игре.

И если игры для ребят – способ обучения, то с этого ракурса «Игра в кальмара» предстает как антигуманный сериал.

Конечно, все это вызывает опасения не только у родителей, но и у общественности. Однако остановить развитие популярности дорамы не так-то непросто. Во-первых, механизм уже запущен, и ограничение аудитории от «Игры в кальмара» спровоцирует новую волну интереса (все недоступное, как известно, притягивает). Во-вторых, запретить детям играть не выйдет – это даже звучит абсурдно. Вот и получается, что все мы стоим на распутье, да и отступать некуда – позади «Игра в кальмара».

При этом родители зачастую сами подталкивают детей к просмотру, даже не подозревая об этом. Итак, как мы выяснили, первыми о сериале узнают именно дети. Некоторые из них спрашивают у родителей разрешения «поиграть в кальмара». Родители, наивно полагая, что их чадо будет изображать из себя моллюска и знакомиться с подводным миром, дают согласие, не перепроверив информацию.

«Дети просят посмотреть сериал и начинают в него играть. Очень часто родители, заранее не ознакомившись с сериалом, дают свое согласие на просмотр и только потом смотрят сами, поражаясь жестокости фильма, ведь обилие ужасных сцен пугает даже взрослую, нормальную психику, что уж говорить про детскую. Безусловно, такие фильмы неблагоприятно влияют на детей: они создают нейронные связи, которые формируют у ребят агрессивность и совершенно иные ценности, транслируемые потом в обществе и в семье. В первую очередь – это жестокость и обесценивание жизни. Дети более восприимчивы, чем взрослые. Просмотр даже одного фильма вроде «Игры в кальмара» влияет на них и травмирует, особенно если раньше ребенок подобное не смотрел. Если же это входит в постоянную систему и подросток увлекается такими фильмами, то в будущем он может причинить вред не только себе, но и другим людям – как, например, это делают стрелки», – добавила Ульяна Александровна.

Детская психика – вещь очень интересная, податливая и непредсказуемая. Ребенок в принципе представляет из себя губку, которая впитывает все происходящее вокруг. В силу юного возраста и неопытности, у них еще не сформировалось понимание норм морали – что хорошо, а что плохо, что делать можно, а что – нельзя.

«Дети всегда подражают тем героям, которых они видят. Критериальный аппарат и нейронные связи, дающие оценку, у них еще не сформировались. Для них все кажется допустимым, и они пытаются это повторить. Это нормально. Но важно следить, чем занимается ребенок и куда направлено внимание, чтобы не допустить у него формирования неблагоприятного поведения», – сказала Ульяна Зинова.

Появление жестокости у детей свидетельствует об их отстраненности от родителей. Фильмы, отличающиеся особой жестокостью, существуют не первый год, но вызывать беспокойство они начали относительно недавно. Конечно, одной из причин стал вездесущий интернет, дающий доступ к любым материалам. И порой всемирная паутина заменяет детям общение как со сверстниками, так и с родителями.

«Я считаю, что появление таких фильмов – хороший повод проверить отношения родителей и детей. Если ребенок дистанцирован – для него авторитетом становится картинка на экране. Если родители хорошо общаются с ребенком, он интегрирован в семью, но при этом смотрит подобные сериалы, то обязательно должен произойти разговор по этому поводу. И это не должны быть обычные наставления. Родителям нужно самим посмотреть этот сериал, понять его слабые и сильные стороны и только потом поговорить с ребенком. Во-первых, обсуждение фильма поможет наладить контакты. Во-вторых, если в сериале нет ничего положительного, то родители могут методом от противного объяснить ребенку, что хорошо, а что – плохо», – поделился своей точкой зрения Игорь Иванович, отец девочки, которая недавно посмотрела «Игру в кальмара».

Выходит, дорама стала лишь одним из рычагов, который помог вскрыть проблемы, назревающие в обществе. Так есть ли уже реальные последствия от просмотра нашумевшего сериала?

Изменилось ли поведение российских школьников после просмотра «Игры в кальмара»?

Несмотря на огромную популярность сериала у детей случаев агрессии среди школьников пока замечено не было. Как отмечает педагог из Магнитогорска Елена Безлатная, все ученики ее классов посмотрели «Игру в кальмара». Однако на их поведение это никак не повлияло.

«Поговорили с учениками 5 и 9 классов об «Игре в кальмара». Не ожидала такого ажиотажа: заговорили даже те, кто всегда на уроках молчит. Сериал смотрели все. Игра понравилась, но дети обозначили жестокость и добавили, что сами бы никогда не стали играть. О сериале они узнали из Тик-тока. Каких-то изменений в детях я не обнаружила», – прокомментировала Елена Юрьевна.

Отсутствие изменений в поведении одноклассников отмечает и десятиклассница Лера.

«В классе сериал посмотрели все. Игра очень интересная. Я бы сама поиграла, если бы не убивали. Изменений в поведении одноклассников после просмотра я не заметила», – рассказала школьница.

Сериал действительно не пропагандирует насилие. Поначалу реалистичные сцены убийств пугают, но они вполне ожидаемы – особенно, если почитать описание сериала (что настоятельно рекомендуется делать перед просмотром любого фильма!). В «Игре в кальмара» на кровопролитии вообще не делается акцент – в большинстве случаев оно преподносятся как данность. А в центре внимания в сериале находятся человеческие отношения, пороки и деньги.

Конечно, я рассуждаю не как школьник – наверное, поэтому единственное, что мне захотелось сделать сразу же после просмотра сериала – узнать курс южнокорейской воны по отношению к рублю. Однако я не призываю к самостоятельному просмотру «Игры в кальмара» детьми – все-таки возрастные ограничения, приписываемые фильмам, существуют непросто так. Да и не стоит забывать про чеховские ружья, которые, судя по всему, уже заряжены.

В Магнитогорске «Игра в кальмара» вызвала больше научный интерес. Но в некоторых городах России и Южного Урала общественность уже начинала принимать кардинальные меры. Например, в Тюмени были проведены специальные собрания с целью запретить «Игру в кальмара».

«У нас провели общее собрание и сказали, что сериал не рекомендуется к просмотру. Моя дочь, кстати, его уже посмотрела и рассказала мне. Ее слова существенно разнятся с тем, что говорят учителя», – отметила педагог тюменской школы искусств Елена Горбушина.

В Екатеринбурге подобных тенденций пока нет, но их появление, судя по всему, – только вопрос времени. Подростки уже устроили местные «игры в кальмара» возле одной из школ города. Кровопролития, конечно, не было, но сам факт реализации игр несколько озадачил и взбудоражил общественность.

Чем может обернуться популярность «Игры в кальмара» для общества?

Ну, как минимум, развитием тематического мерча. Интернет-магазины уже пестрят зелеными спортивными костюмами, максами и круглыми жестяными коробочками из дорамы.

А если серьезно – «Игра в кальмара» показала нам срез общества с гиперболизированными проблемами. Отрицать то, что сериал попал в нерв – бессмысленно. Подобные проекты почти всегда находят отклик у общественности. Конечно, желающие воплотить «Игру в кальмара» в жизнь на масштабном уровне, назначив главным призом большую сумму денег, будут. Но они не станут пионерами: такое уже существует ни один десяток лет – вспомним хотя бы «Форд Боярд», «Последний герой» или «Большие гонки», участие в которых также представляет угрозу не только здоровью, но и психике игроков.

Игры, показанные в дораме выглядят безобидными по сравнению с поиском ключа в темной коробке, наполненной пауками, или дилетантской корридой. Опасаться стоит человеческой жесткости, жадности и хитрости, которые резко прокачиваются, как только речь заходит о личной выгоде. Но так было всегда, это человеческая природа.

Многие смотрят сериалы ради их героев – и в «Игре в кальмара» они действительно хороши. У многих из них есть чему поучиться, причем персонажи почти сразу делятся на хороших и плохих.

Как ни крути – сознание людей дуалистично. Для нас всегда будет существовать хорошее и плохое, свое и чужое, правильное и ошибочное. Но жизнь не черно-белая, она цветная. И если мы продолжим радикально реагировать на что-либо, не разобравшись в ситуации и не познакомившись с предметом дискуссии, мы вечно будем делать поспешные выводы, убегать от самих себя по беговой дорожке, совершенно забывая, что почти все в жизни зависит только от нас.

Exit mobile version