Мелодия души. Юбилей отметила педагог музыкальной школы №3 Лариса Савина

Лариса Ивановна – преподаватель в своем роде уникальный, она учит юных музыкантов основам композиторского искусства. Ее предмет называется «Жанровая импровизация и сочинение» – в третьей музыкальной это «предмет по выбору», однако обучаться на курсе хотят многие. Большинство ребят, осваивающих музыкальное сочинительство, – лауреаты престижных музыкальных конкурсов. А у тех, кто почувствует к этому делу призвание, в дальнейшем есть шанс поступить на отделение композиции в консерваторию.
Откуда берутся новаторы
Композиторские способности Ларисы Савиной дали о себе знать еще в раннем детстве. В три года она потребовала у отца рояль. Инструмент вскоре появился, правда, сначала игрушечный, привезенный из Москвы. Он не умолкал – маленькая пианистка без устали подбирала на слух понравившиеся мелодии. А в пять лет воспитатели детского сада уже отпускали Ларису на время тихого часа в Дом музыки на занятия. Учеба давалась легко, в итоге в Уральскую государственную консерваторию она поступила без экзаменов.
Преподавать в детскую музыкальную школу №3 Лариса Ивановна пришла 35 лет назад, сначала работала в филиале в поселке Железнодорожников. Помимо учебных будней то время вспоминается и нескучной «внеклассной» музыкальной работой – веселыми праздниками, к которым сочинялись музыкальные эпиграммы, карикатуры на преподавателей, частушки, – быть может, именно там зарождалась новая методика преподавательской работы Ларисы Савиной… Когда филиал ДМШ №3 получил статус самостоятельного учебного заведения (сейчас это школа искусств №7), Ларисе Ивановне предлагали возглавить коллектив. Но она отказалась.
Немало добрых воспоминаний связано и с работой в школе №14 с эстетическим уклоном, где Лариса Савина преподавала музыкальную литературу, сольфеджио, сочиняла вместе с ребятами песни, которые исполняла потом хоровая студия. Управлению вокальным коллективом Лариса Ивановна училась у прекрасного хоровика Натальи Шеремет.
Потом Ларису Савину назначили завучем. Но, видно, не к тому стремилась ее душа – отработав на административной должности несколько лет, она ушла по собственному желанию и вернулась в третью музыкальную. Потом Савину звали главным специалистом в управление культуры, и вновь она отказалась, потому что хотела и дальше работать с детьми.
Тайна рождения мелодии
К тому времени Лариса Ивановна уже имела немалый новаторский опыт в преподавании. Разработанная ею методика «Подбор аккомпанемента, элементы сочинения и импровизации в предмете сольфеджио» помогала детям творчески применять на практике теоретические знания – инструмент они стали осваивать сквозь призму композиторского опыта, что самым благотворным образом сказывалось на исполнительском мастерстве. На занятиях Лариса Савина демонстрировала процесс создания музыки, вовлекая в него учеников, получавших новые знания в самостоятельном поиске, выстраивая алгоритм сочинения, осваивая логику композиторского мышления и технологию создания музыкального произведения.
Лариса Савина делилась опытом с коллегами: проводила мастер-классы и открытые уроки, где показывала этапы работы над песней, начало которой – слушание ритма стиха, воплощаемого потом в мелодию. Вскоре директор третьей музыкальной школы Наталья Ходова предложила, основываясь на этом опыте и разработанной методике, ввести в вариативную часть учебного плана предмет «Жанровая импровизация и сочинение».
А профессор Магнитогорской государственной консерватории Людмила Куприянова, курирующая детские музыкальные школы Магнитогорска, порекомендовала Ларисе Ивановне сформировать полноценный учебно-методический комплекс. В сентябре 2015 года он был представлен на зональный конкурс учебно-методических работ преподавателей и завоевал «Гран-при».
– Это стройная педагогическая система, новый взгляд на предмет сольфеджио, – поясняет Лариса Савина. – Учебно-методический комплекс содержит и теорию, и методику композиторского труда, описывающую творческую сторону процесса. Пользуясь им, педагог-музыкант сможет успешно работать с детьми любого уровня дарования.

Вдохновение – в детях
И сомневаться в этом не приходится, ведь ученики Ларисы Ивановны успешно участвуют в зональных состязаниях творческого музицирования. Все они – лауреаты конкурсов по композиции, в том числе международного – «Космической симфонии», проходившей в 2012 году в Магнитогорске.
Много лет преподаватель Лариса Савина размышляет над вопросом: почему дети вдохновляют ее на создание музыки? По велению собственной души за многие годы она написала не больше десятка песен – все они, в основном, были результатом душевных потрясений автора.
– Но когда приходят дети, каждый – со своим характером, оригинальными идеями, вместе с ними приходит и вдохновение – и в симбиозе, в сотворчестве рождаются порой чудные вещи. Иногда мелодия появляется из словесной идеи, описания, – говорит Лариса Ивановна.
Рождается тема, мелодия, а потом аккомпанемент. Произведение «подрабатывает» с ребятами и педагог по специальности, и в итоге чудесная музыка звучит в качественном художественном исполнении.
Ребенку интересен процесс создания музыки, когда он ему понятен – тогда творческий отклик можно получить от каждого маленького музыканта. Есть и самородки, приносившие готовые произведения, – Дарья Дерюга, Юлия Бурханова, Анастасия Конищева.
Все самое лучшее, что родилось на уроках за последние восемь лет, Лариса Ивановна бережно сохранила, оформила и издала в нескольких экземплярах в виде сборника. Каждая из его прекрасных мелодий – безусловный хит. Например, над наложением звука двух синтезаторов для сложной «Босановы» работали с ребятами около полугода – дело это тонкое. Есть берущая за душу песня «Родина» Анны Владимирцевой и Анастасии Копельмяновой, которую девочки и их педагог всегда поют со слезами на глазах.
Многие песни, написанные юными магнитогорскими музыкантами, исполняет вокальный ансамбль «Эго» школы №14 – под руководством Ларисы Савиной он не раз становился лауреатом конкурса «Души исполненный полет», а с песней о Магнитогорске завоевал звание лауреата областного конкурса «Будущее России».
Вне всяких сомнений, эти чудные джазовые пьесы для фортепиано, синтезатора и различных инструментальных дуэтов и трио и лирические песни достойны того, чтобы их услышал мир. Но у скромного преподавателя музыкальной школы и его талантливых учеников, увы, пока нет своего продюсера…
Exit mobile version