Рыцарь спорта в доспехах мотогонщика. Патриарху магнитогорского мотокросса Виктору Коржову исполнилось 70 лет

Два года назад он был одним из сотни спортсменов, удостоенных почетного права держать в руках факел на пересекшем Магнитогорск российском этапе эстафеты Олимпийского огня «Сочи-2014».
Корреспондент «МР» встретился с легендарным тренером на левобережном стадионе «Металлург». Мастер спорта СССР по мотокроссу, более четырех десятков лет руководивший местным движением «мотовсадников», возглавлявший городские команды, выступавшие на чемпионатах страны, воспитатель целой плеяды блестящих мастеров мотокросса, Виктор Коржов сидел в кабине бульдозера, вспахивающего снежную целину, по которой надо было проложить трассу для очередных соревнований. Почему сам? Говорит, мол, хорошо знает, как надо, и хорошо умеет как надо, а потому уверен, что будет как надо.
Такая самооценка отнюдь не завышена. Виктор Коржов всю жизнь подтверждает свой высочайший профессиональный уровень. Когда был действующим спортсменом, на соревнования с его участием ходили так же, как на театральные спектакли, в которых заняты знаменитые актеры.
Председатель совета директоров ОАО «ММК» Виктор Рашников как-то признался Виктору Петровичу, что в молодости был его болельщиком. Коржов как спортсмен поднимался до уровня членства в сборной СССР, но в одной из гонок получил серьезную травму, и с трассой пришлось расстаться.
По словам Виктора Коржова, после распада Советского Союза мотокросс в городе выжил благодаря исключительно ММК. В свою очередь, «главный мотогонщик Магнитки» своим энтузиазмом, своей любовью к мотоспорту, а главное – своим профессионализмом убедил руководителей поддержать развитие этого вида спорта. Популярнее мотогонок в Магнитке был тогда только хоккей. А команда «Металлург» по мотокроссу, возглавляемая Коржовым, была одной из сильнейших в российской суперлиге. Причем количество медалей чемпионата страны, завоеванных в то время магнитогорскими мотокроссменами, не уступало количеству наград легендарного состава хоккейного «Металлурга».
– Когда вы впервые примерили «доспехи» мотогонщика?
– В четырнадцать лет. Как и все пацаны, в то время увлекался футболом, баскетболом, хоккеем. Конечно, интересовался техникой, любил скорость, гонял на велосипеде и мечтал приделать к нему моторчик. Однажды оказался в гараже комбинатовских мотогонщиков. Они подготовили своих стальных коней и отправились тренироваться на Белую гору. Я – за ними. И вот они стартовали: рев моторов, камни из-под колес, невероятные виражи и головокружительные прыжки. Это был шок, почувствовав который, я понял: все, мне конец. Точнее наоборот – начало. Стало совершенно ясно: это мое. И я пришел в эту секцию. Прикрепили меня к спортсмену механиком – это когда моешь, чистишь, надраиваешь, подкрашиваешь, закручиваешь, подтягиваешь, смазываешь, а потом опять моешь, чистишь… Словом, доверенный мне мотоцикл я знал до винтика. Прошел месяц с небольшим, и на одной из тренировок мне разрешили его оседлать. Минут десять я на мотоцикле «летал». Потом меня остановили и сказали: дескать, молодец, хватит! А я потом ночь не спал – какое там хватит! И понял: это на всю жизнь. В шестнадцать лет меня наградили лентой с надписью «Абсолютный чемпион города Магнитогорска по мотокроссу». Позже то же самое произошло на областном уровне. А еще позже наша команда стала сильнейшей в России. Доводилось выступать и за рубежом – в основном в странах социалистического лагеря.
– Специалисты говорят, что прокатиться на мотоцикле под силу любому, а вот стать настоящим гонщиком дано не каждому. Что же необходимо для настоящего?
– Прежде всего нужно уважать и любить технику. О своем мотоцикле надо заботиться как о живом существе. И тогда он ответит тебе, как верный конь хозяину: не подведет, в беде выручит, к победе прорвется. И помимо регулярного и тщательного техобслуживания – ни дня без тренировки. Помимо «полетов в седле» гонщик должен давать себе максимальные физические нагрузки – бег, прыжки в длину и в высоту, турник, гантели – все, что способствует стабилизации выносливости. Это все-таки мужской вид спорта: надо быть упорным и упрямым, надо быть смелым «на любой скорости», целеустремленным. Словом, надо быть мужчиной. Хотя… В прошлом году на всероссийских соревнованиях наблюдал заезд одной гонщицы. Совсем девчонка. Маленького роста. А что она вытворяла на трассе! Прыжки на пригорках приводили в восторг зрителей: со своим байком она взмывала вверх метров на тридцать и буквально летела – дерзко и красиво. Такую силу духа не часто встретишь. Из сорока лучших спортсменов, принявших участие в гонке, она пришла к финишу девятой. Я был просто ошеломлен.
– А как вы относитесь к «дико несущимся» по ночным улицам города байкерам?
– Это не байкеры. Байкеры – народ организованный. Смело приведу в пример Магнитогорский мотоклуб под руководством Дмитрия Глушко. Мы с ним друзья-товарищи. Вот таких я называю байкерами. Они любят технику, скорость, общение. Они ездят к тому же по местам боевой славы, у них есть туристические маршруты. И вообще, они входят в федерацию мотокросса России. Это, разумеется, азартные люди, но уважающие понятие «дисциплина» и соблюдающие свой «корпоративный кодекс».
– Говорят, что мотогонщики всю жизнь проводят на такой скорости, что ничего запомнить не успевают. Неужели так оно и есть?
– Полная ерунда, конечно. У меня воспоминаний на книгу вполне хватит. Но главные «знаки препинания» в любой истории мотогонщика – это люди, а не события. Память хранит имена, которыми дорожишь. Я горжусь своими учениками. Среди них третий призер многоэтапного чемпионата мира прошлого года Евгений Бобрышев, чемпионы России разных лет Антон Шаров, Михаил Хомутинин, Юрий Кошелев, Александр Шерстнев, Ярослав Плетнев, Сергей Терентьев и другие.
Справка «МР»
Виктор Коржов родился 18 февраля 1946 года в Магнитогорске. В 1968 году стал мастером спорта СССР по мотокроссу. В 1970 году окончил высшие курсы тренеров в Киеве. В 14 лет увлекся мотоциклетным спортом, занимался в спортивно-техническом клубе ММК. В 1962 году выполнил норматив 1-го разряда по мотокроссу. В 1970-м тренер, начальник спортивного клуба ДОСААФ ММК, включен в состав сборной команды СССР. С 1980 года председатель спорткомитета ДОСААФ ММК (ныне МУ «РОСТО» Магнитогорска). Под его руководством в 1983-1984 годах осуществлена реконструкция левобережного стадиона металлургов, появились новые секции дельтапланеризма, мотобола, спидвея, в 1985 году открыт трек для гонок по гаревой дорожке, в новом помещении ДОСААФ комбината создана технически оснащенная учебно-материальная база. Виктор Коржов уделяет особое внимание подрастающему поколению: созданы клубы «Юный моряк», «Юный автомобилист», «Юный мотоциклист», проводятся военно-спортивные игры, походы по местам боевой и трудовой славы. За 10-летний период тренерской работы Коржов воспитал сотни спортсменов-мотоциклистов. Команда мотокроссменов неоднократно завоевывала призовые места в соревнованиях на Кубок Урала, Сибири, Казахстана, была лучшей в Челябинской области и России. Ныне Виктор Коржов возглавляет отдел мотокросса МБУ «Магнитогорский спортивно-технический клуб», продолжает воспитывать спортсменов.
Exit mobile version