Из рода воинов. Мирсаид Дашкин погиб за родное Отечество

А в мирное время он был честным тружеником и прекрасным семьянином…

Из истории предков
Так случилось, что моя семья, мой род оказались в самом водовороте истории. Началось все с поиска моей мамой Рамзией Сулеймановой, в девичестве Дашкиной, сведений о своих корнях и об отце, отдавшем жизнь в Великую Отечественную войну. Они были почерпнуты нами из архивных документов, исторических исследований, воспоминаний, переписки и живого общения с представителями нашего многочисленного рода.
Как оказалось, Дашкины – татарский дворянский род, история которого берет начало от татарских темниковских князей – мурз Дашкиных, состоящих в родстве с родом золотопромышленников Рамеевых и Чанышевых. Бабушка, жена моего деда Мирсаида Кагармановича Магира Шарафеевна – дочь Закии Рамеевой, принадлежавшей к роду знаменитых уральских промышленников и меценатов. Корень фамилии Дашкин, вероятнее всего, тюркско-татарский – «таш» (камень), к нему добавлен уменьшительно-ласкательный суффикс «кай». «Дашка» с ударением на последний слог – скорее всего, русифицированное написание имени-прозвища Ташкай.
Родоначальник Дашкиных – Дашка мурза Ходяков – жил во второй половине XVI – начале XVII века и за службу государству был пожалован поместным окладом с крестьянами, был помещиком и вотчинником Темниковского и Арзамасского уездов. На основании указа Петра Первого от 3 ноября 1713 года поместья Дашки за отказ принять православие были отписаны на государя, а сами Дашкины разжалованы в крестьяне. В 1797 году началось переселение Дашкиных в Оренбургскую губернию – на территорию нынешнего Башкортостана. При Екатерине Второй семья Юсупа Бахтеева – одного из представителей рода Дашкиных была восстановлена в дворянском достоинстве. Значительная часть мужчин рода служила в армии.
Примечательно, что в декабре 2014 года в Москве Российским дворянским собранием был утвержден родовой герб князей Дашкиных.
Берег честь смолоду
Мой дед по матери Мирсаид Дашкин родился в 1902 году в Стерлитамаке в семье служащего. Оставшись без матери, с 13 лет работал в магазинах купца Усманова, учился в медресе. В 16 лет во время гражданской войны ушел добровольцем в Красную Армию, три года воевал в кавалерии на польском и украинском фронтах. По воспоминаниям родственников, был он левшой и в бою одинаково хорошо владел оружием обеими руками. За воинскую доблесть Мирсаид был награжден именным оружием – маузером и боевой саблей.
Еще после окончания Первой мировой войны он перебрался к сестре Газизе в село Мраково, что в Башкирии. Ее муж, Гарифулла Абдрашитов, человек образованный и прогрессивный, до революции был купцом и владел кожевенным заводом. В его хозяйстве было много лошадей, которыми занимался Мирсаид, кроме того, он работал в кооперации, собирал по селам мед, масло, шкуры крупного рогатого скота. В 1929 году кто-то предупредил Абдрашитова о готовящемся раскулачивании. За ночь на трех подводах все члены семьи покинули село и разъехались в разные концы нашей необъятной страны.
Мирсаид с женой Магирой после нескольких переездов в 1931 году оказались в Магнитогорске, у них уже рос первенец Амир. Глава семьи работал экспедитором от Суванякского совхоза, жил в купленном совхозом доме репрессированного казачьего урядника в станице Среднеуральской – ныне это территория магнитогорского поселка Березки. Магира Шарафеевна работала уборщицей при конторе экспедиции и занималась воспитанием четверых детей. У всех знавших Мирсаида осталась о нем добрая память. Он был внимательным к людям и очень любил свою семью.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая…
В самом начале войны Мирсаида Дашкина дважды направляли в Оренбуржье, славившееся породистыми лошадьми, для отбора коней в кавалерийские части Красной Армии. А 12 декабря 1941 года его призвали на фронт. В домашнем архиве сохранилась последняя фотография семьи в полном составе.
С дороги от деда пришли две почтовые карточки. В начале 1942 года из Камышлова, где формировался 344-й отдельный пулеметный батальон, от него пришла весть, что они очень голодают. Магира, ни разу до этого не ездившая на поезде, собрала, какие смогла, продукты и с двумя чемоданами – то в тамбурах, то на крышах вагонов – добралась в Камышлов всего за два часа до отправления воинского эшелона на фронт. Карточка, в которой Мирсаид Кагарманович скупо написал о минутах их последнего в жизни свидания, до сих пор хранится в семейном альбоме. Вторая весточка пришла из Крыма.
Позднее стало известно, что под Керчью их минометный расчет попал в окружение. Многие погибли, а Мирсаид Дашкин был контужен и оказался в плену. Сначала его депортировали в Румынию, Австрию, потом в Германию. Только в 1980-х годах стало известно, что умер он в 1942 году в конц-
лагере «Шталаг-VI-D», расположенном в Дортмунде.
В 2000 году, в год 55-летия Победы, мы с мамой побывали в Германии, но не смогли отыскать братскую могилу, где мог быть похоронен дед. В 2001 году из спецархивов ФРГ пришел ответ: захоронен 7 сентября 1942 года на втором поле еврейского кладбища, без указания конкретного места.
В год 60-летия Победы маме вновь представилась возможность побывать в Германии в составе делегации Челябинской областной организации «Память сердца», она хотела привезти на место захоронения отца землю с могилы матери.
На втором поле не было видно ни одной плиты, на нем зеленела молодая трава. Неприкаянно побродив по полю, мама заплакала и стала молиться, чтобы вышние силы открыли ей место захоронения отца. На исходе сил она подошла к единственному дереву в центре зеленеющего поля и зачем-то потянулась рукой к густой кроне. Неожиданно рука ее коснулась холодной плиты. Мама лихорадочно подламывала веточки, пытаясь очистить гранитную поверхность. Потом стала стирать многолетнюю пыль. В какой-то момент стали проявляться буквы на русском и английском языках. На плите было начертано: здесь покоится 2136 погибших. Мама рыдала так, как не плакала уже много лет…
Потомки рода
Моя мама родилась четвертым ребенком в семье в 1938 году. В 11 лет Рамзия Дашкина организовала в поселке Среднеуральск тимуровскую команду из 120 человек. Она защищала честь школы на смотрах художественной самодеятельности, в юности занималась в танцевальном коллективе «Мы – уральцы» Дворца культуры Магнитогорского калибровочного завода. Богата мамина трудовая биография: она заведовала отделом художественного воспитания детей городского Дворца пионеров и школьников, была деканом факультета общественных профессий педагогического института, директором Дворца культуры общества глухих, депутатом райсовета, директором Дворца культуры калибровочного завода. Ее старший брат Амир Дашкин, последний наследник нашей ветви рода, был секретарем заводского комитета комсомола МКЗ – его помнят как Николая Дашкина. Ныне он вместе с семьей проживает в Германии, его дочь вышла замуж за коренного немца и воспитывает четверых детей. Кровь потомков Мирсаида Дашкина наполовину состоит из крови бывших его врагов. Неисповедимы пути Господни…
Exit mobile version