Какой стиль культивировал Карл Брюллов, что думал об обществе Дмитрий Писарев, и как быстро ехал первый поезд московского метро, рассказывает «МР-инфо»
Классический романтик
14 октября 1809 года в петербургскую Академию художеств был принят новый ученик – десятилетний Карл Павлов, сын Брюлло. Золотая медаль по окончании заведения дала ему право на учебу за границей. И вот когда Карлу выдавали загранпаспорт, к его фамилии приписали букву “в” – чтобы за границей учился не обрусевший француз Брюлло, а русский художник Карл Брюллов. Почти 14 лет проработал он в Италии. Это был самый плодотворный период его творчества: жанровые композиции, портреты и живописный шедевр «Последний день Помпеи» принесли художнику европейскую известность. Вернувшись в Россию, Карл создал в Петербурге неповторимую галерею портретов своих современников: Кукольника, Жуковского, сестер Шишмаревых, Струговщикова и ряд других. Брюллов, в отличие от Пушкина и своего друга Глинки, не оказал столь существенного влияния на русскую живопись, как они — на литературу и музыку соответственно. Однако психологическую тенденцию брюлловских портретов можно проследить у всех русских мастеров этого жанра: от Крамского и Перова до Серова и Врубеля.
Обвинитель общества
14 октября 1840 года родился критик и революционный демократ Дмитрий Писарев. В возрасте двадцати двух лет он был заключен в Петропавловскую крепость, где просидел четыре года за антиправительственный памфлет. Его разгромная статья о Пушкине с уничтожающим разбором «Евгения Онегина» остается печальным курьезом в русской литературной критике. Тем не менее, Дмитрий Иванович оставил ряд высказываний, которые по сей день включаются в сборники мудрых мыслей. Например, такое: «Общество виновато во всём том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации». Или еще: «Человек, действительно уважающий человеческую личность, должен уважать ее в своем ребенке, начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое «я» и отделил себя от окружающего мира». И, наконец: «Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь». Дмитрий Писарев умер молодым – утонул в возрасте 28 лет. Ходили слухи, что его утопил подосланный жандарм.
От Сокольников до парка на метро
14 октября 1934 года был пущен первый пробный поезд московского метро. В этот день испытательный поезд, состоящий из двух вагонов: № 1 — моторного, красного цвета, и № 1001 — прицепного, песочного цвета, прошёл по всей линии от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Салон освещали 30 ламп напряжением 120 Вт, каждый вагон имел четыре пары двухстворчатых дверей и 44 сидячих места. Первые поезда метро внутри были отделаны жёлтым фактурным картоном. Максимальная скорость этих вагонов достигала 65 км/ч. В настоящее время вагон № 1 находится в депо «Измайлово», где работниками метрополитена создан музей метро. Недочёты, выявленные во время испытаний, были исправлены в экстренном режиме.