Он – архивариус, человек, собирающий, восстанавливающий и сохраняющий кадры кинофильмов, телевизионных программ, информационных выпусков, учебных роликов… И так 60 лет из своих 75-ти.
Как всякий мальчишка послевоенного времени, Леня часто бегал «в киношку». Его интересовало не столько экранное действо, сколько вопросы технические. Уже в седьмом классе он знал принцип работы кинопроектора, руководил кинокружком в школе.
Затем Леонор окончил кинотехникум в Ленинграде, служил в армии, потом окончил ЛИКИ – Ленинградский институт киноинженеров. Сорок лет проработал Ибрагимов в Левобережном Дворце культуры, начав простым киномехаником и закончив должностями инженера и технического руководителя. Еще во время его учебы в институте Леонору предлагали остаться в Ленинграде. А он не мог расстаться с родным городом, занимался инженерным обеспечением профсоюзной киносети – клубами, дворцами, сельскими клубами, пионерскими лагерями – всем, что входило в социальную службу комбината. Был даже председателем технической комиссии совета по кино облсовпрофа.
Яркие встречи, громкие имена
Вспоминая те времена, Леонор Галеевич называет Георгия Абрамцева, одного из первых директоров Магнитогорского отделения кинопроката. Он же на протяжении 32 лет возглавлял Магнитогорское концерт-но-эстрадное бюро.
– Уникальная личность, – рассказывает Леонор Ибрагимов, – очень деликатный, вежливый, большой специалист во всех вопросах культуры. Его стараниями в 1960-1970-е годы в городе кипела творческая жизнь. Благодаря его настойчивости, любви к профессии Магнитогорск имел возможность увидеть многих знаменитостей. У нас, например, были артисты, игравшие в фильме «Тихий Дон», приезжали певцы Лемешев и Козловский. Это было непросто: в Москве распределяли маршруты творческих бригад, но Георгий Федорович добивался, чтобы они «завернули» в Магнитку, договаривался с Москонцертом. Организовал концертно-эстрадное бюро, приглашал сюда известных артистов. В 1960 году открывали широкоэкранный кинотеатр «Мир» показом цветной приключенческой ленты «Насреддин в Бухаре», зал был переполнен. Такая же история была, когда демонстрировался первый широкоэкранный фильм «Илья Муромец». В те годы у нас побывали Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Алла Ларионова и Николай Рыбников, Борис Андреев, Георгий Менглет, Николай Крючков, Всеволод Санаев, Вера Глаголева, Виталий Соломин, Нина Ургант, Михаил Пуговкин, Ирина Муравьева, Александр Михайлов, Лев Прыгунов, Наталья Крачковская, Сергей Мартинсон, Вера Васильева, Алла Демидова… Были здесь встречи с актерами и режиссерами Магнитогорского театра драмы имени Пушкина, известными писателями, поэтами, передовиками производства металлургической Магнитки. Именно Георгий Федорович предложил организовать в Магнитке фестиваль немого кино. Мы думали, зритель не пойдет, а был аншлаг!
Работавшие в Левобережном Дворце культуры в разные годы сотрудники вспоминают о том, как ярко и интересно проходила жизнь: проводились премьеры, зрительские конференции, обсуждения фильмов. Связь кинотеатр «Мир» поддерживал с метизным заводом: в клубе поселка Самстрой показывали хроникально-документальные фильмы и специальные подборки для детей, для учащихся профтехучилищ, торгового техникума, для работников швейной фабрики, кранового завода, хлебокомбината, горбольницы. Действовали клубы по интересам «Хочу все знать», «Жизнь замечательных людей», «Звездочка», «Красный, желтый, зеленый», «В гостях у сказки». И везде нужны были профессиональные знания киноинженера Леонора Ибрагимова.
Жизнь во весь экран
В 1967 году, когда построили драматический театр на правом берегу, старое здание театра передали Дворцу, а в 1974 году в театральном зале появилось кино благодаря инициативе Дмитрия Галкина, тогдашнего директора ММК. Помнит этот зал и приезд прославленных звезд: здесь были Иосиф Кобзон, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко, Алла Пугачева, Валерий Ободзинский, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков, Ирина Мирошниченко, академический народный хор Украины имени Веревки, Государственный академический ансамбль народного танца Игоря Моисеева, академический Воронежский русский народный хор. С 1980 года к нам стали приезжать с гастролями зарубежные музыканты. И всегда требовались качественные киноаппаратура, звук, фильмы. Для семинаров и конференций использовали продукцию Центрнаучфильма, учебные ленты, материалы, отснятые на ММК. Для концертных программ и праздников делали специальную «нарезку» из художественных и музыкальных картин. Обеспечить успешную работу всех технических служб, отвечающих за показ, должен был Леонор Галеевич.
– К 30-летию Победы решено было организовать массовый праздник на стадионе, – вспоминает Леонор Галеевич. – И непременно чтобы был большой экран. Как на него направлять луч проектора, если рассто-яние – 120 метров? Каким должен быть сам экран, чтобы его увидели зрители? Но задание получено, будь добр, выполняй… Демонтировали из парка стационарный проектор, соорудили огромный экран из парашютного шелка, потому что обычная ткань не выдержала бы порывов ветра, изготовили металлические фермы, у ленинградцев выпросили специальный объектив – был настоящий фурор! На 40-летие Победы делали то же самое, только, используя прошлый опыт, соорудили призматрон – сейчас такая «ребристая» реклама везде стоит.
В ряду ярких воспоминаний – помощь Валерию Ахадову при проведении в Магнитогорске кинофестиваля «Хрустальная слеза». Показ кинофильмов, встречи с актерами, режиссерами, общение, интервью, хвалебная пресса. А перед этим руководство драмтеатра идет на поклон к Ибрагимову и заявляет, что без него фестиваля не будет. Кто еще может представить грамотный киноряд на экране, сделает подборку, обеспечит четкую картинку, звук, цвет, свет? Надо было продумать выход каждого киноактера: ролик – аплодисменты – появление на сцене…
– Я для встречи с Анни Жирардо предложил Ахадову фрагмент из фильма Герасимова «Журналист», – говорит Леонор Галеевич. – Но Ахадов ни в какую: фильм черно-белый, снят в документальной манере, зрители не воспримут. Я настаивал. И вот выходит Анни Жирардо, зал аплодирует, идут кадры из «Журналиста», где француженка играет саму себя. Анни не отрываясь смотрит на экран, она потрясена, через переводчика объясняет, что видит эти кадры в первый раз, во Франции фильм не показывали. Вызывают меня – она обнимает, плачет, благодарит.
Чтобы помнили
До 1996 года Ибрагимов состоял в качестве звукорежиссера творческо-постановочной группы при проведении празднования Дня металлурга на Центральном стадионе, а затем во Дворце Орджоникидзе и ледовых Дворцах. А потом, уже в пенсионном возрасте, ушел на «ТВ-ИН», освоил киноустановку, которая может переводить кино в «цифру». Технически качественных фильмов на пленке мало, больше разрозненного материала, без начала и конца, зачастую без титров, названий. Нужно привести все это в порядок. Сегодня Леонор Ибрагимов владеет несметными сокровищами – это хранилище киноматериалов, заполненное жестяными коробками с кинолентами, ряды видеокассет, монтажные столы, провода, мониторы, экраны.
– В 1960-е годы была любительская киностудия «ДКМ-фильм», – объясняет архивариус. – Снимали полноценные фильмы. Когда студия распалась, эти фильмы уничтожили. Теперь по крохам собираю, где что найдется. Недавно нашел хоккей в 1960-е годы, помогли мне работники городского архива, с которыми я давно сотрудничаю. Была еще при Дворце культуры киностудия от отдела научно-технической информации ММК. Снимали в основном учебные, информационные фильмы по металлургии. Возглавлял студию Владимир Новиков, он сам писал сценарии, снимал, был режиссером. Та киногруппа затем переросла в «ТВ-ММК», а потом и в «ТВ-ИН». Многое из снятого, собранного и подготовленного ими легло теперь на полки хранилища.
В фильмохранилище телекомпании
«ТВ-ИН» сейчас воссоздается история города, комбината и магнитогорского кино.
В нее внесли свою лепту и первые хроникеры, приехавшие сюда в 1929 году, и шведский оператор Йорис Ивенс, снявший прибытие первого поезда в Магнитку, и первый работник культуры Георгий Абрамцев, и знаток кино Владимир Новиков, и кинооператоры Валерий Гиммерверт, Юрий Пырялин, затем когорта «телевизионщиков» из МГТРК и «ТВ-ИН». А отличник кинематографии СССР, ветеран труда, киноисследователь и архивариус Леонор Ибрагимов отыскивает утерянное, идет в городской архив, отсматривает километры старой кинопленки, собирает по кадрам, клеит и создает цифровой вариант летописи нашей жизни.