О мисс «кис-кис»

Что общего может быть между женщиной и кошкой?

На улице март, весна, скоро по ночам будут кричать от разрывающих их чувств мартовские кошки. А одна из них, можно сказать, появится на сцене Магнитогорского театра оперы и балета, где 5 апреля состоится премьера оперетты Жака Оффенбаха «Кошка, превращенная в женщину». В счастливый день, 13 марта, в Магнитогорск прилетел петербургский режиссер Александр Лебедев, чтобы на магнитогорской сцене осуществить постановку, вызвавшую немало положительных откликов в Санкт-Петербурге, Иркутске и Симферополе. Мы встретились с создателем «кошек» (и более чем тридцати спектаклей на российских сценах), чтобы узнать, кто из наших артистов будет подвергнут столь неожиданной метаморфозе.
– Вы знаете, по традициям оперного искусства, первый, кто распределяет роли среди артистов, – это главный дирижер, – сказал Александр Лебедев. – Поэтому, когда я приехал в ваш город, «кошки» уже были. Естественно, я их прослушал, посмотрел актерские и внешние данные. Роль женщины-кошки Нинетты возьмут на себя Валентина Копытова, Оксана Сычева и Юля Каримова. Ее возлюбленного Гвидо сыграют заслуженный артист России Сергей Лихобабин, Игорь Слесарев и Александр Гайнутдинов. Няню Марианну представят на сцене Лариса Цыпина и Алия Галямова. Сюжет пьесы не так прост – это история об обедневшем юноше Гвидо и его чувствах к очаровательной, но непредсказуемой Нинетте, способной превратить в совершеннейший кошмар жизнь окружающих ее людей.
– А в числе наиболее часто представляемых зрителям шедевров оперного искусства эта вещь Оффенбаха не встречается…
– Она была хорошо известна в Европе еще в середине 19 века. Моя роль как режиссера заключалась в адаптации оперетты к нашей сцене и зрителю, поэтому в слишком пряный вкус французского оригинала я постарался добавить немного перца.
– Какую степень свободы импровизации вы оставляете за артистом?
– В музыкальном театре доминируют ноты, вокальные партии, поэтому этюдная работа драматического артиста здесь просто неприменима. Вокалисты живут на сцене в режиме композитора, который задает время, характер, эмоции. Задача режиссера – найти наиболее приемлемые варианты актерской подачи заданного уже образа. Конечно, в определенных драматических кусках на первый план выходит актерская игра. Но если выбирать между доверительной степенью игры по системе Станиславского и жесткостью системы Мейерхольда, то мы, скорее, «ходим под Мейерхольдом». Актерский профессионализм в том и состоит, чтобы играть легко в самых сложных пьесах, чтобы зритель не догадался о предшествующей тому напряженной работе.
– В «Кошке», как я слышала, мало действующих героев.
– Действительно, всего четыре актера, аккомпанемент их игре на сцене Магнитогорского театра создадут пять артистов. Камерность оперетты объясняется очень просто: в Париже, во времена Оффенбаха, за театральные труппы свыше четырех человек брались большие налоги. Поэтому создание малобюджетных оперетт было еще для маэстро своеобразным коммерческим ходом, что никак не отразилось на их качестве. Без всяких сомнений, «Кошка» – это шедевр оперетты, и мы играем ее без каких-либо купюр. Замечательный сюжет, роскошная музыка, каждый поворот действия выписан гениально!
– По опыту предшествующих постановок скажите, легко ли на сцене превращаться в мяукающее существо, и есть ли вообще что-то общее, на ваш взгляд, между женщиной и кошкой?
– Если говорить о спектакле, вокальные партии там довольно сложные. Присутствие сильного голоса еще ничего не гарантирует, поскольку приходится все время что-то играть. Что касается второй части вопроса, считаю, что ничего общего между двумя этими созданиями не существует.
– Каких эмоций вы ждете от магнитогорского зрителя?
– Надеюсь, что оперетта вызовет в зале смех и приятные эмоции, помогающие отвлечься от повседневных забот.

***

После интервью с режиссером мне удалось побеседовать с магнитогорской певицей, задействованной в «Кошке», – лауреатом международных конкурсов Ларисой Цыпиной. Она будет играть няню главной героини – Марианну, добрую, простую, хозяйственную женщину из деревни. В начале пьесы это просто заботливая женщина, воспитавшая Гвидо. С появлением же невесты у ее воспитанника она начинает проявлять женскую стервозность. «Мне всегда интересно играть разноплановые роли, – рассказала Лариса Цыпина. – Чем больше сыгранных характеров, тем выше планка мастерства. Надеюсь, что и магнитогорскому зрителю понравятся неоднозначный характер моей новой героини и сама премьера».

Exit mobile version