Осень – время лирических размышлений, неторопливости бытия. Насладился красотой на выставке «Лирика живописи» корреспондент “МР-инфо”.
Выставка из фондов МКГ разместилась в двух залах первого этажа. Отбор работ проводился по принципу задушевности, тонкости и поэтичности изобразительного мотива, поэтому наибольшее место отведено здесь пейзажу – самому лирическому жанру изобразительного искусства. Также в экспозиции представлены натюрморты, портреты, сюжетно-тематическая картины – всего 30 живописных работ и пара скульптур. Среди авторов полотен мастера советской и российской школы живописи – народные и заслуженные художники СССР и республик, члены-корреспонденты Российской Академии художеств.
![Красота и задумчивость мира. Магнитогорская картинная галерея удивляет поклонников живописи](https://www.mr-info.ru/wp-content/uploads/2021/09/vystavka-peyzazh5.jpg)
Открывает экспозицию картина известного петербургского живописца, преподавателя Академии художеств Андрея Мыльникова «Вечер». Старший научный сотрудник МБУК «МКГ» Лилия ФИЛАТОВА отмечает, что для МКГ большое счастье иметь его работу.
– Сразу чувствуется, что художник знаком с европейской пейзажной школой живописи, – говорит она. – Да, это уже современная интерпретация традиционных пейзажных мотивов, но есть ощущение некоей стилизации под французскую живопись середины XIX века.
Мы видим, с каким мастерством и легкостью написано небо, как тонкие штрихи строят объемы деревьев и холмов, а вот буквально двумя мазками созданная фигурка человека, но как резко выделяется она на основном полотне и как оживляет ее.
Весенний пейзаж потомственного московского художника Бориса Щербакова (его отец входил в общество передвижников) обращает нас к реализму – с любовью выписанные изящные деревья по берегам совсем недавно открывшегося ото льда ручья.
На Урале было лишь четыре народных художника СССР, в том числе – Борис Домашников, один из столпов уфимской живописной школы, представитель русского импрессионизма. Его работы написаны яркими точечными мазками, дающими яркую, праздничную картину мира. Здесь мы можем увидеть известный собор Ферапонтова монастыря и весенний пейзаж.
Ни одна книга об истории советского искусства не обходится без произведений Николая Ромадина. У магнитогорцев же есть возможность прикоснуться к творчеству этого представителя лирической пейзажной школы, идущей корнями от Исаака Левитана, вживую. На выставке представлен пейзаж окрестностей знаменитого Абрамцево – вотчины художников, где творили Врубель, Васнецов и другие классики.
Есть в экспозиции и суровая красота северной природы, как, например, в картине Николая ГАЛАХОВА «В далеком поселке». Сам колорит – в серых, темно-зеленых, коричневых тонах, отголоски «сурового стиля» и пристальное внимание художника к самым обыденным сторонам жизни позволяют добиться эффекта присутствия, ощутить неброскую прелесть северной природы.
Виктор Антонов – легенда Магнитогорска, первый художник-авангардист нашего города, и благодаря попечению его соратников по творческому цеху, в МКГ хранится несколько его этюдов. Один из них можно будет увидеть на выставке.
А вот любимый многими наш земляк, представитель академической школы Федор Разин. Он большой любитель уютных уголков природы. В своей картине «Разлив» он любуется нежной весенней зеленью и экспериментирует над преломлением свето-воздушной среды, зыбко отражающейся в водной глади.
Любопытен пейзаж магнитогорца Ренарта Шарафутдинова «Вечер на лысой горе» благодаря необычному взгляду художника на наш традиционный уральский пейзаж. Холмы, золотящиеся на предзакатном солнце, приобретают вид уснувшего чудища.
Нежна и поэтична работа еще одного нашего земляка Юрия ЛИХОДЕДОВА «Утро» – в туманной дымке тают очертания золотых берез, пасущихся лошадей. Лилия Ивановна отмечает, что эта картина очень капризна к свету и требует особых условий при оформлении экспозиции.
Интересна работа уфимца Евгения ВИНОКУРОВА – его пейзажи будто бы вынесены за скобки времени. Благодаря ретроспективному взгляду автора можно почувствовать себя в некоем безвременье, стоя один на один с вечно прекрасным миром. Вне времени и персонажи картин Владимира Телина.
Крымский пейзаж работы Виктора Батурина – одна из самых старых экспонатов в коллекции, к тому же обладающей интересной судьбой. Эту картину, написанную в южных краях в 1930-е годы, известный художник-передвижник, чьи работы хранятся в Третьяковке, украшали императорский Левадийский дворец, прислал своей родственнице в Магнитогорск по почте вместо открытки. За неимением основы, она написана на негрунтованном листе фанеры и частично пострадала от времени и не слишком бережного отношения ее прежних владельцев, но мы можем с удовольствием насладиться стройностью кипарисов и цветущим миндалем, свежестью морской дымки.
Есть здесь и две скульптуры – вырезанная из дерева женская головка и бронзовая лисичка.
– Скульптура всегда обогащает пространство, вносит свой лирический штрих в экспозицию – отмечает Лилия Филатова.
Интересны и многообразны натюрморты. Вот яркие и торжественные кисти рябины работы петербургской художницы Елены Табаковой – прекрасное сочетание золотистой охры листьев и багряной киновари ягод.
Еще одно громкое имя – народный художник СССР, пермяк Евгений Широков. В его натюрморте чувствуется влияние русского авангарда, а сам он стал вдохновителем для многих подражателей и последователей.
Валерий ЧУЧИН – наш земляк, который ныне тоже живет и работает в Северной столице. Его осенний натюрморт – почти предмет ДПИ, настолько необычно автор лепит форму напластованиями краски и грунта, использует бархатистую фактуру листа оргалита, на котором написана картина.
Об Альбине ПОРТНОВОЙ, отметившей персональной выставкой свой юбилей, «МР» писал не так давно. В этой экспозиции мы можем увидеть ее декоративный натюрморт с цветами, в котором чувствуются отголоски Серебряного века российской культуры.
– Эта экспозиция показывает богатство нашего собрания, наше с вами достояние. Я думаю, для зрителей здесь будет много работ, которые приятны взгляду, то, что интересно посмотреть, – завершила свою экскурсию Лидия Филатова.