Осень – время лирических размышлений, неторопливости бытия. Насладился красотой на выставке «Лирика живописи» корреспондент “МР-инфо”.
Выставка из фондов МКГ разместилась в двух залах первого этажа. Отбор работ проводился по принципу задушевности, тонкости и поэтичности изобразительного мотива, поэтому наибольшее место отведено здесь пейзажу – самому лирическому жанру изобразительного искусства. Также в экспозиции представлены натюрморты, портреты, сюжетно-тематическая картины – всего 30 живописных работ и пара скульптур. Среди авторов полотен мастера советской и российской школы живописи – народные и заслуженные художники СССР и республик, члены-корреспонденты Российской Академии художеств.
Открывает экспозицию картина известного петербургского живописца, преподавателя Академии художеств Андрея Мыльникова «Вечер». Старший научный сотрудник МБУК «МКГ» Лилия ФИЛАТОВА отмечает, что для МКГ большое счастье иметь его работу.
– Сразу чувствуется, что художник знаком с европейской пейзажной школой живописи, – говорит она. – Да, это уже современная интерпретация традиционных пейзажных мотивов, но есть ощущение некоей стилизации под французскую живопись середины XIX века.
Мы видим, с каким мастерством и легкостью написано небо, как тонкие штрихи строят объемы деревьев и холмов, а вот буквально двумя мазками созданная фигурка человека, но как резко выделяется она на основном полотне и как оживляет ее.
Весенний пейзаж потомственного московского художника Бориса Щербакова (его отец входил в общество передвижников) обращает нас к реализму – с любовью выписанные изящные деревья по берегам совсем недавно открывшегося ото льда ручья.
На Урале было лишь четыре народных художника СССР, в том числе – Борис Домашников, один из столпов уфимской живописной школы, представитель русского импрессионизма. Его работы написаны яркими точечными мазками, дающими яркую, праздничную картину мира. Здесь мы можем увидеть известный собор Ферапонтова монастыря и весенний пейзаж.
Ни одна книга об истории советского искусства не обходится без произведений Николая Ромадина. У магнитогорцев же есть возможность прикоснуться к творчеству этого представителя лирической пейзажной школы, идущей корнями от Исаака Левитана, вживую. На выставке представлен пейзаж окрестностей знаменитого Абрамцево – вотчины художников, где творили Врубель, Васнецов и другие классики.
Есть в экспозиции и суровая красота северной природы, как, например, в картине Николая ГАЛАХОВА «В далеком поселке». Сам колорит – в серых, темно-зеленых, коричневых тонах, отголоски «сурового стиля» и пристальное внимание художника к самым обыденным сторонам жизни позволяют добиться эффекта присутствия, ощутить неброскую прелесть северной природы.
Виктор Антонов – легенда Магнитогорска, первый художник-авангардист нашего города, и благодаря попечению его соратников по творческому цеху, в МКГ хранится несколько его этюдов. Один из них можно будет увидеть на выставке.
А вот любимый многими наш земляк, представитель академической школы Федор Разин. Он большой любитель уютных уголков природы. В своей картине «Разлив» он любуется нежной весенней зеленью и экспериментирует над преломлением свето-воздушной среды, зыбко отражающейся в водной глади.
Любопытен пейзаж магнитогорца Ренарта Шарафутдинова «Вечер на лысой горе» благодаря необычному взгляду художника на наш традиционный уральский пейзаж. Холмы, золотящиеся на предзакатном солнце, приобретают вид уснувшего чудища.
Нежна и поэтична работа еще одного нашего земляка Юрия ЛИХОДЕДОВА «Утро» – в туманной дымке тают очертания золотых берез, пасущихся лошадей. Лилия Ивановна отмечает, что эта картина очень капризна к свету и требует особых условий при оформлении экспозиции.
Интересна работа уфимца Евгения ВИНОКУРОВА – его пейзажи будто бы вынесены за скобки времени. Благодаря ретроспективному взгляду автора можно почувствовать себя в некоем безвременье, стоя один на один с вечно прекрасным миром. Вне времени и персонажи картин Владимира Телина.
Крымский пейзаж работы Виктора Батурина – одна из самых старых экспонатов в коллекции, к тому же обладающей интересной судьбой. Эту картину, написанную в южных краях в 1930-е годы, известный художник-передвижник, чьи работы хранятся в Третьяковке, украшали императорский Левадийский дворец, прислал своей родственнице в Магнитогорск по почте вместо открытки. За неимением основы, она написана на негрунтованном листе фанеры и частично пострадала от времени и не слишком бережного отношения ее прежних владельцев, но мы можем с удовольствием насладиться стройностью кипарисов и цветущим миндалем, свежестью морской дымки.
Есть здесь и две скульптуры – вырезанная из дерева женская головка и бронзовая лисичка.
– Скульптура всегда обогащает пространство, вносит свой лирический штрих в экспозицию – отмечает Лилия Филатова.
Интересны и многообразны натюрморты. Вот яркие и торжественные кисти рябины работы петербургской художницы Елены Табаковой – прекрасное сочетание золотистой охры листьев и багряной киновари ягод.
Еще одно громкое имя – народный художник СССР, пермяк Евгений Широков. В его натюрморте чувствуется влияние русского авангарда, а сам он стал вдохновителем для многих подражателей и последователей.
Валерий ЧУЧИН – наш земляк, который ныне тоже живет и работает в Северной столице. Его осенний натюрморт – почти предмет ДПИ, настолько необычно автор лепит форму напластованиями краски и грунта, использует бархатистую фактуру листа оргалита, на котором написана картина.
Об Альбине ПОРТНОВОЙ, отметившей персональной выставкой свой юбилей, «МР» писал не так давно. В этой экспозиции мы можем увидеть ее декоративный натюрморт с цветами, в котором чувствуются отголоски Серебряного века российской культуры.
– Эта экспозиция показывает богатство нашего собрания, наше с вами достояние. Я думаю, для зрителей здесь будет много работ, которые приятны взгляду, то, что интересно посмотреть, – завершила свою экскурсию Лидия Филатова.