Дорогу трамваю. Люди и события в истории СССР и России 29 сентября

Когда открыли трамвайное движение в Питере, над какими городами пролетал дирижабль «СССР В-6», и кто брал взятки с Шеварднадзе, рассказывает «МР-инфо».

В пику конке

29 сентября 1907 года в Петербурге было открыто трамвайное движение. Широкое применение трамвайного транспорта произошло в России 15 годами ранее. В Киеве в мае 1892 года состоялась пробная поездка электрического вагона на Александровской горе до Нижней площади, а уже в начале июня на этой линии было открыто первое в России регулярное трамвайное движение. В 1896 году трамвай появился в Нижнем Новгороде, в 1898-ом – в Витебске, Курске и Екатеринославе. В Москве трамвайное движение было открыто в 1899 году. И вот лишь 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. В то время в столице главным средством передвижения оставалась конка, появлению трамваев на улицах города мешало отчаянное сопротивление владельцев коночных парков, боявшихся конкуренции. Только в 1904 году, когда трамвай завоевал признание в большинстве крупнейших городов мира, инженерами Гаккелем и Графтио был разработан проект трамвайного движения в Петербурге. В день открытия трамвайного движения русский инженер Генрих Графтио провел первый трамвай – небольшой яркий вагон английской фирмы «Бреш» по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова.

Полет дирижабля

В этот день, в 1937 году, начался знаменитый полёта дирижабля «СССР В-6». Он вылетел из Долгопрудного и приземлился там же через 130 часов 27 минут, 4 октября 1937 года, установив мировой рекорд длительности беспосадочного перелёта. Экипажем из 16 человек командовал И. В. Паньков. Экипаж нёс вахты по 8 часов. На второй день полёта погода испортилась — порывистый ветер, плотная облачность, начался дождь. Пролетая над городами Новгородом, Шуей, Ивановым, Калининым, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и др., дирижабль сбрасывал вымпелы с посланиями. 3 октября дирижабль пролетал над Долгопрудным, на земле всё было готово к приёму В-6, но экипаж попросил продлить полёт на 24 часа, чтобы побить рекорд дирижабля Zeppelin LZ-127. Командиру корабля разрешили продлить полёт до 17 часов 4 октября. «СССР В-6» летал в окрестностях Москвы, а 4 октября в 17 часов 15 минут совершил посадку в Долгопрудном.

Поборы на дороге

29 сентября 1972 года – в Грузии состоялся Пленум республиканского ЦК Компартии, на котором с поста первого секретаря ЦК был смещен Василий Мжаванадзе. Этот человек в течение 19 лет правил республикой, превратив ее чуть ли не в самую коррумпированную в Союзе. Власть теневого капитала в Грузии распространялась на все сферы жизни общества. Даже тамошнее МВД было основательно разложено взяточниками и мздоимцами. Как-то в самом начале 70-х министр внутренних дел Николай Щёлоков на совещании в Москве упрекнул министра внутренних дел Грузии Эдуарда Шеварднадзе в том, что его служба ГАИ занимается денежными поборами и количество таких мздоимцев составляет чуть ли не 50 процентов личного состава. Шеварднадзе молча выслушал упрек министра и, вернувшись на родину, решил лично проверить верность слов Щёлокова. Загримировавшись под рядового гражданина, он сел за руль обыкновенного «Москвича», выехал на дороги Тбилиси – и был потрясен: поборами занимались не 50 процентов сотрудников, а все сто. После этого Шеварднадзе провел кардинальную чистку республиканской службы ГАИ, но ликвидировать поборы окончательно так и не сумел.

Exit mobile version