«Фигуры» художественной инфраструктуры. Искусство не требует жертв, но надеется на поддержку

Первое в 2016 году заседание активистов общественной палаты второго созыва было посвящено актуальным вопросам художественно-эстетического воспитания в Магнитогорске. О своем видении сложившейся в этой сфере ситуации рассказала собравшимся ректор Магнитогорской государственной консерватории, почетный гражданин города Наталья Веремеенко.
– Мы не всегда отдаем себе отчет, в каком уникальном городе живем, – подчеркнула докладчица. – Магнитогорск, город областного подчинения, обладает столичной художественной инфраструктурой. Здесь не только детские музыкальные школы, у нас есть консерватория, наша капелла – один из сильнейших хоровых коллективов России. Есть театр оперы и балета, Дом музыки и многое другое. Корни всех этих удивительных достижений – в истории музыкальной и художественной культуры Магнитогорска. В 1931 году, спустя два года после начала строительства металлургического гиганта, сюда на постоянную работу приехала концертная бригада, состоявшая из шести выпускников Московской консерватории, которые вели просветительскую работу в различных аудиториях. Профессионалы, закладывавшие основы музыкальной образовательной системы Магнитки, – воспитанники выдающегося музыканта, ученого и педагога Болеслава Яворского. Мы сегодня продолжаем жить заветами Семена Эйдинова, среди которых главный: «Служить искусству, а не выслуживаться».
А в 1939 году в Магнитогорске было открыто музыкальное училище – это из разряда небывалого: в структуре Всероссийского музыкального общества помимо областных, краевых и республиканских отделений было только три городских – Московское, Ленинградское и Магнитогорское. Таков наш родной город – город металла и музыки.
По словам Натальи Веремеенко, нынешний коллектив Магнитогорской государственной консерватории верен традициям, заложенным предшественниками. И потому неудивительно, что в сложный период перестройки в результате инновационной деятельности музыкантов-педагогов на базе музыкального училища была создана Магнитогорская государственная консерватория имени Михаила Глинки – первое в России учебное заведение искусств нового типа, объединяющее в целостный комплекс все этапы профессиональной подготовки специалистов – музыкантов, хореографов, артистов. Динамика развития многоуровнего образовательного комплекса, основные показатели его деятельности и то, что по его образцу сегодня работают повсюду в России, свидетельствуют о правильности ранее принятых решений. Консерватория живет напряженной, интересной творческой жизнью. На ее базе проходит целый ряд областных, всероссийских и международных конкурсов, реализуются научные и творческие проекты с участием выдающихся мастеров искусств России и зарубежья. Воспитанники консерватории подтверждают свои достижения на исполнительских конкурсах, работая в творческих коллективах Челябинской области, Москвы, Санкт-Петербурга, США и Европы.
Что касается проблем, то, по мнению ректора консерватории Натальи Веремеенко, они начинают возникать именно там, где видится перспектива развития. Помощь общественников необходима в решении судьбы музыкальной школы №3, ютящейся в здании прачечной. Там нет даже раздевалки. Приблизительно такова же картина в музыкальных школах №4 и №6. В то же время музыкальные школы функционируют в «конкурсном режиме». К примеру, в центр эстетического воспитания «Камертон» приходят порой до 50 человек на место.
Вторая проблема, как и «у всех», – финансирование, 94-96 процентов которого сегодня уходят на коммунальные платежи и фонд заработной платы. На науку, издательские проекты и творческие программы не остается практически ничего. За последние пять лет консерватория на ремонт помещений получила 100 тысяч рублей. Относительно улучшились дела, связанные с обеспечением музыкальными инструментами. Спасибо инициативе министерства культуры Челябинской области, принявшего программу «Инструментарий». В последние два года эта программа приостановлена, а хорошо бы ее возобновить. Остра жилищная проблема для музыкантов. Необходим консерватории и большой концертный зал. Вот если бы удалось для решения этой проблемы объединить ресурсы города, области, привлечь другие источники… По словам Натальи Веремеенко, мы могли бы иметь отвечающий всем современным требованиям концертный зал, который бы находился и в распоряжении городского управления культуры.
Такова в основном существующая проблематика в сфере художественно-эстетического воспитания. По резюме председателя Магнитогорской общественной палаты Валентина Романова, корпус активистов второго созыва не только разделяет позиции ректора консерватории Натальи Веремеенко, но и всецело солидарен с расставленными ею акцентами, а потому готов приложить все усилия к тому, чтобы необходимая деятелям искусства помощь оказалась скорой.
Exit mobile version