Три взгляда на искусство. Художники объединились, чтобы сделать совместную выставку

Ее название «СССР. Три в одном» расшифровывается следующим образом: «Союз Солодовникова, Середкина и Романова». 

Экспозиция живописи и декоративно-прикладного творчества открылась в Магнитогорской картинной галерее. Художники работают в разных стилях, но есть между ними и общее: все они – коренные магнитогорцы, свой творческий путь начинали в «Народной изостудии ММК». Активное участие в выставочных проектах города и региона, давние дружеские отношения заложили основу для создания новой совместной экспозиции.
В компании рафаэля
– На 90 процентов местное отделение Союза художников России состоит из выпускников художественно-графического факультета МаГУ, – отметил на вернисаже член СХ и Союза дизайнеров России, заслуженный работник культуры РФ Борис Гагарин. – Но не у каждого выпущенного специалиста есть столько успехов на стезе искусства, как у представленных на выставке самодеятельных художников, далеко не каждому дано демонстрировать истинное творчество и работать, пока кисточка не выпадет из рук.
Особое уважение к самодеятельным художникам выразили член Союза художников России Олег Базылев и заслуженный художник России Константин Черепанов. Они назвали авторов настоящими подвижниками, поблагодарили их за мужество, смелый порыв, качество выставленных произведений и остроумно заметили: оказаться в компании таких не членов различных Союзов, как Рафаэль, Микеланджело или Леонардо да Винчи, любой из профессиональных художников посчитал бы за честь.
Валерий Романов поблагодарил Магнитогорскую картинную галерею за сочувствие к тому, что они «натворили», и прочитал свое стихотворение «Почему я художник?» Оказалось, что это не единственное его литературное творение, но главное средство для передачи лирических переживаний – картины. Значительная часть его работ написана в стиле, который называется «наивное искусство», когда формы произведения намеренно упрощаются. У Валерия Романова это по-детски открытый взгляд на красоту человека и природы в сочетании с яркими бытовыми деталями, обращение к темам мифологии. Целую серию представляют сады, где гуляют «животные невиданной красы», летают голуби и люди, а кошки зависают на деревьях, словно воздушные шарики, и почти везде – очертания домиков с покатыми крышами. В картине «Адам и Ева» даже находим что-то от Ван Гога, любимого художника Валерия Николаевича. Необычен автопортрет Романова – его «скелетом» стала Эйфелева башня с окружающей ее зеленью и домами. Следует добавить, что этот самодеятельный художник сорок лет работал в лаборатории механических испытаний ММК, успешно совмещая профессию с хобби. С 1987 года он участвовал в городских, зональных и всесоюзных выставках, его картины не раз бывали в цехах ММК, а в 2014 году были выставлены на Первой межрегиональной биеннале современного изобразительного искусства Урала.
В окружении изящных наяд
Работал на ММК и Сергей Солодовников – 1 февраля у него юбилей. Занятия в народной изостудии принесли первый успех – в 1987 году он стал лауреатом II творческого фестиваля народов СССР в Москве. Основные жанры, в которых работает самодеятельный художник, – пейзаж, натюрморт, есть в его творчестве и темы античной мифологии. Именно картины «Наяды», «Забытые боги», «Троица» начинают экспозицию «СССР» в Магнитогорской картинной галерее. Бросаются в глаза насыщенные золотистые тона, присутствующие на большинстве полотен, крупные мазки, которые придают дополнительную образность. Из золотистой цветовой гаммы «выбивается», пожалуй, лишь картина «Выхожу один я на дорогу», посвященная творчеству Михаила Лермонтова. Это одна из любимых работ художника наряду с натюрмортом «Сирень» и пейзажем абхазского городка «Гудаута». А «Окраина Старой Магнитки» получила признание на международном уровне: сначала она стала участницей художественной выставки в московском павильоне «Культура ВВЦ» в 2000 году, а потом поехала во французский город Бордо, где, как и еще несколько произведений магнитогорского автора, была приобретена в частную коллекцию.
Деревянных дел мастер
Впечатляет пачка каталогов у Михаила Середкина – такое количество авторских работ редко сыщешь даже у профессионального художника. Только на выставке «СССР» представлено около 50 произведений декоративно-прикладного искусства и деревянной резьбы. Это лишь малая часть того, что было создано талантливым автором, одновременно пробующим себя в живописи и графике. С гордостью показывает Михаил Сидорович свой буклет «Храмы Урала», рассказывает, как создавал свои работы, которые теперь хранятся в Московской, Екатеринбургской, Уфимской, Челябинской епархиях, в монастырях и храмах Оренбурга, Сибая, Троицка, в частных коллекциях России, США, Германии, Польши, Чехии, Греции, Канады, Китая, Египта. В 2012 году Михаил Середкин стал лауреатом фестиваля «Играй, гармонь!» в номинации «Резьба по дереву». Впрочем, то, что представил деревянных дел мастер на выставке, никак нельзя отнести к библейским сюжетам – все внимание художника обращено на социальные и бытовые проблемы. Часть работ Середкина проникнута идеями из советских времен – «Кадры решают все», «Знание – сила», «ГТО», «Выше знамя российского спорта». Про любимый магнитогорцами хоккей он тоже не забывает. «Возвращайся, Малкин!» – так называется одно из его изделий, посвященных спорту. С интересом останавливаются зрители возле витражей, где размещены подставка под курительную трубку «И. В. Сталин», деревянная резьба «Сабантуй», изделия с сюжетами из народной жизни – например, «Хороши пельмешки у моей Надежки». Своеобразный взгляд Михаила Середкина на реалии жизни, его открытость и непосредственность приводят к созданию необычных, порой чрезвычайно смелых художественных образов, которые запоминаются надолго.
Выставку «СССР. Три в одном» магнитогорцы смогут оценить вплоть до 25 февраля.
Exit mobile version