Увидеть «Невозможное». Большая кинопремьера о трудовой доблести магнитогорцев пройдет в Магнитогорске (12+)

Документально-художественный фильм «Невозможное» – совместный проект культурного центра «Век», Объединения городских библиотек и студии «Танго-дизайн» – посвящен подвигу первостроителей и тружеников тыла Магнитки.

Навстречу себе

Именно первые полтора десятилетия истории города, по мнению авторов картины, были временем становления «духовной матрицы» нашего города, которая и по сей день влияет на нашу жизнь. О чем, увы, знают не все ныне живущие магнитогорцы, которых от событий далекого прошлого отделяют не только десятилетия, но и изменившиеся ценности, а порой и нежелание узнать, кто же мы есть на самом деле. Ведь не зная историю своего города и своей семьи, человек, к сожалению, остается в неведении и относительно самого себя. Поэтому проект по созданию и продвижению фильма «Невозможное», получивший поддержку Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества в 2020 году, получил название «Кто мы?».

Фильм «Невозможное» уже одним названием отвечает на этот вопрос. Ибо мы – потомки людей, которые, преодолевая невероятные трудности и лишения, смогли сотворить здесь, на нашей земле, невозможное – прекрасный город, в котором мы живем сегодня. Благодаря их героизму и решимости творить невозможное страна одержала Великую Победу, за вклад в которую Магнитогорску в 2020 году присвоили звание Города трудовой доблести. Правда, идея фильма, ставшего подарком Магнитогорску в честь присвоения статусного звания, начала формироваться около трех лет назад, задолго до его учреждения, пишет сайт “МР-инфо”.              

Оба полюса – магнитогорцы тридцатых–сороковых годов и магнитогорцы сегодняшние -присутствуют в двух независимых сюжетных линиях фильма – художественной и документальной. Это не первый документально-художественный фильм режиссера Игоря ГОНЧАРОВА, однако в предыдущих художественная линия несла иную миссию и в большей степени иллюстрировала документальную.

Художественная линия «Невозможного» рассказывает о жизни современных молодых людей, «легкой поступью» идущих по старым улицам Магнитки, до конца не осознавая происходившее здесь когда-то. Документальная линия позволяет ожить и заговорить тем, кто верил, мечтал и строил наш город в далекую пору первых пятилеток. Эти линии в конце соединятся – произойдет встреча двух таких разных поколений магнитогорцев. Она необходима, чтобы Магнитогорск, удивительный город, имя которого когда-то с восторгом повторял весь мир, не оставался чужим и незнакомым для своих нынешних жителей.

В документально-художественном фильме «Невозможное» заняты актеры Магнитогорского драматического театра имени Пушкина Владимир БОГДАНОВ, Лилия МУСИНА, Филипп ЛАДЕЙЩИКОВ, Лариса ЗВЕЗДИНА, Ольга ГУЩАНСКАЯ

В создании фильма приняли активное участие люди, в силу своей профессии обладающие знаниями об истории Магнитогорска, – историки, сотрудники музеев, ученые, архитекторы, предоставившие богатый и разнообразный материал.     

В фильме озвучены уникальные факты, которые очень важно было перевести в доступную форму, каковой является киноформат, – говорит Игорь Гончаров. – Кино дает возможность, используя авторитетные мнения, мгновенно воссоздать то время, к этому прибавляется мощнейший эффект кинохроники, которой о Магнитке 1930-х годов сохранилось довольно много. На выставке в музее или читая книгу довольно сложно получить эффект оживления людей из прошлого. А в фильме есть кадры из звуковой киноленты «Песнь о героях» голландского режиссера Йориса Ивенса – звучат подлинные голоса эпохи, которые создают потрясающее ощущение: люди, которые от нас бесконечно далеки, образы которых давно стерлись из памяти, вдруг оживают и начинают говорить. Я уверен, что это погружение очень важно для всех нас, и среди людей разного возраста найдутся те, кому наш фильм будет интересен.

Душа фильма

Замысел снять что-то о рождении Магнитки появился после работы над фильмом «Памятник Человеку» о «народном директоре» ММК Иване Ромазане.

– Казалось, что недостаточно рассказать о периоде перестройки, когда наш комбинат с огромнейшим трудом вставал на новые рельсы, – поясняет Игорь Гончаров, – здесь очень важны и первые две части его истории – рождение и война, когда предприятие изменилось кардинально.

Работа над «Невозможным» начиналась со сбора материала, встреч с многочисленными экспертами. Беседовали о многом, в том числе и о магнитогорской архитектуре, ведь главная героиня художественной линии – молодой архитектор. К сожалению, в конечном варианте авторам не удалось подробно рассказать о строительстве города, поскольку в центре сюжетной линии стояла задача как можно скорее дать стране металл.

Вся информация, полученная от консультантов, была разбита на тематические блоки, и уже эти фрагменты постепенно вписывали в единую сюжетную линию, стараясь вызвать не только познавательный, но и психологический интерес у зрителя, создать атмосферу времени через его внутренние противоречия и человеческие конфликты, столкновения и увлечения, чтобы фильм не стал скучным «справочником».

Одна из центральных фигур фильма – американский рабочий Джон Скотт, приехавший в Магнитку в 1931 году, увлекшись идеей построения нового общества. Он трудился сварщиком, мастером цеха, разделив с первыми магнитогорцами все тяготы барачного быта. И осенью 1941 года, когда фашисты находились на подступах к Москве, а гитлеровское командование готовилось к параду на Красной площади, Джон написал свою книгу о пребывании в Магнитогорске «За Уралом. Американский рабочий в русском городе стали».

В те дни, когда мир следил за противоборством, от исхода которого зависела судьба человечества, Джон Скотт словно продемонстрировал свою уверенность в том, что русские не сдадутся, и страстное желание, чтобы мир узнал о силе духа советских людей, строивших наш город и гигант индустрии.

– Во-первых, книга Джона Скотта – это действительно реальное свидетельство эпохи, причем переложенное на хороший литературный язык, – объясняет свой выбор режиссер. – Это не перечисление событий, а рассказ о внутреннем состоянии человека, который делится каждым прожитым днем, рассказывает о столкновении с новой для него культурой, непостижимой русской ментальностью. Нам важно было найти нечто одушевленное, дыхание живого человека. И Джон стал таким «одушевляющим фактором». В итоге он осознал, что он не может жить так, как окружающие его люди. Через это мне хотелось тактично объяснить и сегодняшнее столкновение российской и западной цивилизаций. Дело не в том, что мы не хотим друг друга понимать, а в том, что мы разные по сути. Мы готовы жертвовать многим, а у западного мира сформирована другая традиция, в которой индивидуальное превыше коллективного. Через такие свидетельства начинаешь понимать себя и людей вокруг, понимать историю страны и то, что мы с ней одно целое. Джон Скотт рассказал миру о том, какие мы, даже понимая, что сам он не такой, чтобы выразить восхищение и желание это сохранить. Мне казалось, что такой сюжетный ход многое скажет о сегодняшней ситуации и ответит на вопросы, которые касаются не только Магнитки, но и более фундаментальных противоречий.

Через тернии

Когда для фильма было собрано достаточно много видеоматериалов, начала вырисовываться общая концепция картины. Тогда была начата работа над написанием сценария и закадрового текста. После того, как сценарий был готов, к его анализу подключился театральный режиссер и сценарист документальных фильмов Максим КАЛЬСИН.

– Мы очень долго анализировали и меняли сценарий с учетом законов драматургии, Максим Георгиевич сделал карточки для всех сцен, и мы их перекладывали, компоновали по-разному, это было очень интересно. Он помогал мне до момента последней сборки фильма, – рассказывает о совместной работе Игорь Гончаров.

Прием использования в фильме двух независимых сюжетных линий родился естественным образом.

– Этот ход стал напрашиваться, когда складывалась документальная часть фильма, которая стала для меня большим откровением, – говорит Игорь Владимирович. – Я был склонен придерживаться версии комсомольской стройки, но после изучения документальных материалов мое отношение к тому времени перевернулось с ног на голову. И я представил, какой должна была быть пропасть между безнадегой человеческой, бытовой и отчаянной верой в то, что здесь все будет здорово, что мы сможем. И вот этот контраст, сегодня фактически невозможный, потому что таких обстоятельств не предлагает время, конечно, меня потряс. И для того, чтобы его, в некотором смысле, воссоздать, оказалась необходимой игровая линия современного человека. Чтобы не свалиться только туда, в эту «невозможность» и показать, что это возможно, и мы сегодня в этом живем.

Я не проводил в фильме линию, что мы недостойны памяти своих предков. Мне кажется, что просто нет таких обстоятельств, но очень важно, чтобы мы знали про это и не теряли ощущение того, что это в нас есть где-то. Важно, когда видишь, какой прекрасный у нас город, временами себе напоминать, на какой самоотверженности все это было выстроено. И от этого любовь к родному городу перерастает просто статическое осознание, что он хороший, красивый. Это как когда ты с близким человеком проходишь через тяжелые испытания, и потом каждый день вашего спокойного существования кажется счастьем от того, что вы не потеряли друг друга. Задача фильма – донести, через какие испытания прошел наш город, чтобы сейчас он мог быть таким.

Я очень благодарен всем, кто причастен к созданию «Невозможного». В том числе экспертам и консультантам, актерам драмтеатра, которые так долго работали с нами, операторам Александру ИСТОМИНУ, Михаилу ГОЛОВОЧЕСОВУ, Демьяну ЧУПРАКОВУ. Они действительно прониклись чувством единения с историей города, были на всех интервью, которых для фильма были записаны сотни часов. Спасибо музыкальной группе ДваНаЛя и композитору Сергею КАЦЮКУ, создавшим основные темы для саундтрека фильма, байкерам Дмитрию ВОДЯНОВУ и Артуру МАДЬЯМОВУ, которые появляются у нас в кадре. Каждый из них серьезный, состоявшийся человек – байкеры они только в свободное от работы время. Все эти люди смогли найти и согласовать с остальными участниками съемок свободное время и сумели вложить в фильм частицу души и свою любовь к нашей Магнитке.

P.S.

Премьерные показы документально-художественного фильма «Невозможное» состоятся 19, 20, 21 октября в 18 часов в Магнитогорском концертном объединении.

Exit mobile version