Ритуал был соблюден в память о жертвах массовых политических репрессий 1919 года.
Расказачивание – так была названа проводимая тогда большевиками политика, направленная на лишение казачества политических и гражданских прав и ликвидацию его как социальной, этнической и культурной общности.
Об этом свидетельствуют документы той трагической поры, в частности, «Циркулярное письмо ЦК РКП(б) об отношении к казакам». 24 января 1919 года была принята подписанная председателем ВЦИК Яковом Свердловым секретная директива с резолюцией: «Принять текст циркулярного письма», что и положило начало репрессиям против казаков, выразившимся в массовых расстрелах, взятии заложников, сожжении станиц. В процессе расказачивания проводили реквизиции скота и сельскохозяйственной продукции, переселение бедняков на земли, ранее принадлежавшие казакам.
В упомянутом документе напрямую предписывалось «провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью.
Конфисковать хлеб, провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи…»
Уральский Революционный комитет в феврале 1919 года издал инструкцию, согласно которой следовало «объявить вне закона казаков, они подлежат истреблению». Во исполнение инструкции были использованы имевшиеся концентрационные лагеря и организован ряд новых мест лишения свободы.
Об этом рассказал учащимся кадетских классов атаман станицы Магнитной подъесаул Станислав Зайцев на встрече, состоявшейся в минувшее воскресенье в штабе местной казачьей общины. Поделился своими воспоминаниями и сотник Андрей Серов, краевед, исследователь, автор пяти книг, посвященных истории казачества.
– Собирая материал для будущей книги, я встречался со старожилами села Красненское Верхнеуральского района, – рассказал Серов. – Они хорошо помнят, как в 1920 году пришел в станицу большевистский провокатор. Он ходил по дворам под видом сборщика валенок, рукавиц и других теплых вещей для белоказаков. Всех переписал. Через две недели по его доносу арестовали около сотни человек, которых под конвоем погнали в Верхнеуральск, где должен был состояться суд. Однако никакого суда не было. Всех арестованных расстреляли по дороге, трупы сбросили в забытую шахту.
По свидетельству историка Льва Решетникова, за время расказачивания было уничтожено свыше миллиона казаков.
О том, как в художественном слове отражалась история казачества, рассказала вдова писателя Владилена Машковцева Римма Владимировна.
Российский поэт, прозаик, фантаст, публицист, общественный деятель, автор более чем полутора десятков художественных книг магнитогорцам хорошо известен. Перу Владилена Машковцева принадлежат и два исторических романа «Золотой цветок-одолень» и «Время красного дракона», повествующих о судьбах южно-уральского казачества.
Писатель принимал активное личное участие в возвращении к историческим корням, по его инициативе с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. Знаковым для Машковцева стал 1990 год: 17 марта казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом. 4 февраля 1995 года Машковцев удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
На встрече с молодежью станичники рассказали о родных и близких, переживших тяжелые времена репрессий, свои стихи прочел уважаемый казачий поэт Максимыч – обладатель медали «Патриот России» Станислав Пустовит.
– Я давно интересуюсь историей местного казачества, – говорила ученица кадетского класса школы №38 Елизавета Медведева. –
Сегодня я узнала много нового. А в будущем собираюсь поступить в военное училище.