От юрт кочевников и викингов до сражений Второй мировой войны – чтобы путешествовать вглубь веков машина времени не нужна. Достаточно побывать на фестивале исторической реконструкции, пишет сайт “МР-инфо”.
Именно такое уникальное путешествие вглубь веков удалось совершить нашему корреспонденту в последние выходные лета в уникальном для Челябинской области парке-музее истории России под открытым небом «Гардарика».
«Гардарика» изначально задумывалась как проект, посвященный Древней Руси, но за 5 лет разрослась до большой территории, где представлены основные исторические эпохи нашей Родины – от IX века до Великой Отечественной войны. На данный момент площадок, по которым проходят экскурсии, три: от начала земли русской, до уральских крепостей XVIII века и реконструкции полей сражений 1941-45 годов. Каждая из них – небольшой мир со всеми традициями и колоритом, ремеслами, воинами и даже угощениями. И каждая дает возможность принять непосредственное, живое участие в истории нашей страны, пощупать ее своими руками, ведь это главное, на чем стоит историческая реконструкция и чем она привлекает к себе.
Проезжая мимо селения Биргильда по трассе Челябинск-Уфа мы неоднократно встречали указатель на «Гардарику», но каждый раз откладывали путешествие в Страну городов (а именно так расшифровывается это слово) на потом за отсутствием времени. Но узнав, что в конце августа здесь состоится масштабное мероприятие, мы решили: пора. И нисколько не пожалели об этом решении, хотя увидели далеко не все, что тут происходило и далеко не во всем поучаствовали.
Налево пойдешь – в сказку попадешь
Уже на входе встречает нас былинный камень-распутье и волонтеры-регистраторы в аутентичных средневековых костюмах. Записывались мы на мероприятие заранее: из-за пандемии численность гостей ограничена, но народу немало – дает знать близость Челябинска и других городов севера области. Сразу предлагают: налево пойдешь – в IX век попадешь, прямо – в XVIII, а направо – на фронт, но мы решили от хронологии не отступать.
Впечатление от места потрясающее. Старый, огромный яблоневый сад, самое время плодов, которые золотятся на ветках и под ногами, хрустят на зубах гостей. Граница лета и осени, времени сегодняшнего и безвременья веков. Чувствуешь себя героем народной сказки: вот и яблони, и печь с пирожками, и избушка на курьих ножках (а по-настоящему – лабаз, где хранили в недоступности от грызунов и зверя припасы). Разве что гусей-лебедей да Бабы Яги не хватает…
И всюду что-то происходит. Тут стреляют из арбалета, там на столе перед красавицей в народном костюме тесто и глиняные миски с различными начинками. Малышня с удовольствием катает, слепляет неумелыми пальчиками, чтобы позже прибежать и с удовольствием стрескать пирожок с пылу – с жару настоящей русской печки. А рядом полевая кухня-трактир: на живом огне в огромном казане варят казацкий пшенный кулеш, сбитень, чаи – по предосеннему холодку погреться-подкрепиться в самый раз.
Не боги горшки обжигают
Неподалеку гончарная мастерская. Витольд ЛАВРЕХИН дает возможность любому желающему прикоснуться к тайнам своего мастерства. Перед нами слепленая прямо «в поле» гончарная печь, а в ее недрах полным ходом идет обжиг горшков.
Рядом стоит посуда необычного, удивительно приятного кофейного цвета. Оказывается, она, как Иван-царевич, окуналась после обжига в молоко – естественную глазурь, которая закупоривает поры в глине, придает ей гладкость и защитные качества. А нынешние горшки из печи пойдут в болтушку из ржаной муки с водой, а затем в чан с водой. Обжиг – история долгая, не меньше пяти часов, а поторопишься – собирай черепки.
Рядом челябинская мастерица Ольга АНТИПИНА крутит вместе с ребятней гончарный круг. Его непрерывное поступательное движение – словно круговорот времени, а под детскими пальчиками вытягивается из бесформенного небытия небольшая глиняная плошка.
Вот уже прилеплена к ней выгнутая ручка, легкое движение струны – и изделие, отделенное от круга, обретает самостоятельную жизнь. Может это будет маленькая кружечка, а может и масляный светильник – как знать? Теперь останется подсушить его недельку, а потом обжечь в костре – и можно пользоваться. Так и делали наши предки.
Хорошо погудели
Самым, как мне кажется, уникальным гостем фестиваля стал воронежец Сергей ПЛОТНИКОВ. Все инструменты, привезенные мастером в «Гардарику», его собственного производства. А началась эта история много лет назад, когда, уже 40-летним, никогда не имевшим никакого отношения к музыке, Сергей получил в подарок от жены книгу по изготовлению русских народных инструментов. Помощником в работе стал друг, который также обучил мастера нотной грамоте. Когда в коллекции появились арфы, гусли, гудки и другие инструменты, жена вдохновила его и на создание «Музея забытой музыки», который пополняется интересными новинками по сей день.
– Делаю все, кроме волынок и жалеек, – говорит Сергей Иванович с характерным южнорусским говорком. – Они капризные инструменты, про них я всегда говорю: «Могу рассказать, как делать, делайте сами, чтоб на мастера не ругаться, если она играть перестанет».
С шутками, прибаутками и наглядными примерами игры демонстрирует он свою коллекцию. Да и зрители не отстают: приехав домой, можно похвастать коллегам, что пел под гусли «Во поле береза стояла…» Сергей Плотников песню эту любит, говорит: она про меня, про мастера музыкальных инструментов.
И «три гудочка», про которые там поется, мы тоже видели. Вы думали, что это что-то из духовых? И я так думала. Ан нет – это что-то навроде балалайки со смычком-погудальцем. Гудки на Руси любили, от них пошло слово гудьба, которым называли музыку в целом, да и празднества, на которых без нее не обходилось. А инструменты музыкальные носили название «гудебные сосуды», а позже – «музикийские орудия». Так что, прежде, чем говорить «славно мы вчера погудели», не забудьте обзавестись гудком.
А вот прообраз нынешней балалайки XVII века – длинный гриф, округлый корпус из разрезанной бутылочной тыквы и всего две струны: одна мелодическая, вторая бурдонная. Немецкий ученый и бытописатель России Якоб Штелин писал о ней: «Редко в каком баре не встретишь мужичка, который на этом поистине антихудожественном музыкальном инструменте не наигрывал своих вещичек дворовым девкам».
Третья струна появилась в XVIII веке, а к концу XIХ благодаря русскому музыканту Василию Андрееву балалайка, уже как инструмент концертный, приобрела похожий на нынешний вид, и уже в таком виде вновь вернулась в народ. Учили играть на балалайке солдат, дарили при демобилизации, и, разъезжаясь по домам, развозили они их по нашей необъятной Родине.
Про колёсную лиру, с которой, распевая духовные песнопения, вплоть до 1960-х годов ходили по селам и весям слепые музыканты-лирники, слышали многие. А вот видеть пришлось мне впервые. Инструмент этот под названием органиструм появился в центральной Европе еще в XI веке, а в России распространился только в XVII. Сергей Плотников сделал его на основе корпуса детской виолончели. Деревянное колесико, натертое канифолью и крутящееся от ручки, выполняет функцию вечного смычка, на одной из струн с помощью клавиш исполняется мелодия. И тут же мы слышим фрагмент песнопения в исполнении мастера.
Набейте мне пегаса
Красивыми хотелось быть всегда, причем, не только женщинам, но арсенал красок для тканей у наших предков был достаточно скуден. Одежда простонародья отличалась кирпично-красными, коричневыми, серыми цветами, а наряжаться в выкрашенные дорогими заморскими красками яркие наряды могла лишь знать. Но и тут проходили навстречу смекалка и мастерство – талантливые резчики изготавливали штампы, а мастера с их помощью украшали ткани красивыми и сложными узорами.
Ольга ГОЛУБОВСКАЯ приехала на фестиваль из Нязепетровска и привезла штампы и краски, с помощью которых на наших глазах появляется на ткани сложный узор из соцветий.
– Это не так просто, как кажется, – рассказывает мастерица. – Порой надо себе какую-то историю придумать, чтобы потом сложить узор воедино. Композиционно если это платок или палантин – то это одна история, если будут одеяла, сумки, подушки или что-то еще – другая.
Рядом и созданные талантливыми руками Ольги примеры того, чем могут в наши дни стать набивные ткани: великолепные образцы лоскутного шитья.
Магнитогорская мастерица и реконструктор Анастасия МАСТРЮКОВА не только рассказывает истории о тканях и костюме, показывает, как происходит набойка, но и дает попробовать себя в этом деле всем желающим. Тонкостей немало. Ткань перед набойкой обязательно надо стирать, а краску (раньше это была сажа, а сейчас в основном акрил) нужно не отпечатывать, а именно вбивать, постукивая по штампу молоточком, тогда рисунок останется намного дольше. Ручная стирка и деликатные моющие средства тоже помогут в этом.
Славилась набойщиками Черниговская губерния (сейчас – Брянская область). Манеры, как называли на Руси штампы, сделаны из толстой доски. Есть маленькие, а есть и увесистые, в ладонь. Не мудрено, что набойщиками раньше были по большей части мужчины – поворочай-ка такой целый день!
Наследники Демидовых
Неподалеку настоящая кузня. В раздуваемом мехами горне греются металлические заготовки, а могучий кузнец Михаил МАКАРОВ учит малышню ковать. Доннн – звонкий удар его молота, тинннь – маленького молоточка юного подмастерья.
Археолог, руководитель лаборатории экспериментальной археологии ЮУрГУ и организатор фестиваля «Пламя Аркаима» Иван СЕМЬЯН встречает меня с улыбкой: «Ааа, это же автор лучшей статьи про наш фестиваль!».
Если в Аркаиме Иван представлял воссозданную по древним технологиям колесницу бронзового века, то здесь он ставит эксперимент по археометаллургии того же периода. Ребята под его руководством толкут в крошку малахит. Неспроста он – дар Медной горы хозяйки, ведь по химическому составу малахит является карбонадом меди, а в ходе этого эксперимента по примеру наших предков реконструкторы будут из него медь восстанавливать.
Уже горят угли в небольшой тут же сделанной из глины печи, а где-то внутри греется на поддаваемом мехами жару маленький глиняный тигель с малахитовой крошкой. Недодержишь – не весь малахит перейдет в металл, передержишь – испарится.
Ближе к концу фестиваля мы как раз вовремя попадем на эту площадку, чтобы увидеть, как под мощными ударами деревянного молота Ивана Семьяна разлетается в черепки глина импровизированной печи, а внутри под коркой шлаковой лепешки на тигеле – тонкие медные прожилки.
Дом всегда с собой
На территории «Гардарики» немало и фортификационных, и жилых сооружений, а эта юрта была привезена сюда ребятами из клуба «Ратный век» (Миасс), развернувших на территории парка стан кочевников. Реконструирована она по образу юрт кочевых племен Урала.
Каркас из дощечек, которые скреплены между собой сыромятными кожаными ремнями, сверху войлок, обшитый по краям кромкой из парусины для крепости. Внутри – очаг, лежанки. В сложенном виде юрта вместе со столиком и посудой помещается в Ладу-Калину и вчетвером ее можно установить на новом месте буквально за 40 минут.
Конструкция прошла испытания и временем, и практикой: реконструкторы тестировали ее и зимой, в – 20. Было невыносимо жарко от очага, признается хозяин юрты Сергей.
Рядом аппетитно булькают на костре котелки. Руководитель клуба Александр ОВСЯННИКОВ готовит похлебку и свекольник по старинным рецептам – война войной, а обед по расписанию.
2,5 метра ярости и мощи
Рядом – презентация средневековых костюмов. Вот кочевники, вся их одежда создана для того, чтобы жизнь проводить в седле – распашные кафтаны, штаны, сапоги. А древнерусский костюм соответствует оседлому образу жизни – рубахи, кожаные ботинки. У викингов одежда преимущественно из шерсти – она сохраняет тепло и в мороз, и под дождем, а народы Ближнего Востока не могли обойтись без большого белого тюрбана. Но пояс был обязателен для всех народов.
Территории эти находились в тысячах километров друг от друга, но активная торговля между ними была и тысячу лет назад, поэтому археологи порой находят те или иные предметы очень далеко от места их производства. Шли торговые пути и через Урал.
Затем, ребята представляют вооружение – щиты, топоры, мечи.
– 2,5 метра ярости и мощи! – с гордостью показывает свое копья ратник в скандинавских одеждах.
Показывают бойцы и как наши предки работали в строю. Первый ряд – мечники с щитами, а за их защитой копейщики и вооруженные топорами-бродексами бойцы стараются раскрыть плотную защиту щитов соперника.
Зрители активно отвечают на вопросы, сколько весил щит, меч, какой длины копье, а в завершение мальчишки с азартом соревнуются в мощи с настоящими богатырями, еще раз подтверждая вековую поговорку, что «гуртом и батьку бить легче».
Когда мы были на войне…
Руководитель военно-патриотического клуба «Эхо войны» Сергей ГОЛУБЕВ демонстрирует малышне настоящую землянку, построенную на территории «Гардарики» – здесь могла располагаться казарма, штаб или прифронтовой госпиталь. Внутри печка, двухъярусные койки, на одной отдыхает перед боем солдат в форме РККА 1940-х годов. Совсем скоро развернется сражение.
Уже заняли свои позиции в окопах и дзотах советские и немецкие солдаты, а за киперной лентой – многочисленные зрители. На крыше землянки комментатор – за сражением мы будем следить почти как за футбольным матчем.
На дворе май 1945 года, и мы перенеслись в Бреслау (ныне польский Вроцлав), под которым фашисты собрали все свои последние силы для решительного отпора.
Потихоньку идет перестрелка – оружие, хоть и стреляет холостыми, но самое настоящее, как и форма, и весь антураж. Мальчишки следят за каждой гильзой, но организаторы строги – на поле боя пустят только после того, как проверят всю территорию на предмет неразорвавшейся пиротехники. То и дело вступают в ход пулеметы.
– Пойдем отсюда, мне страшно! – говорит за моей спиной какая-то женщина. Ощущение жуткой нереальности происходящего и у меня.
И вот из-за кустов с лязгом выдвигается бронетранспортер. Летят гранаты. Взрывы, черный дым. Вражеская техника останавливается, и наши войска начинают наступление. Подбитый бронетранспортер – хорошее укрытие, но то и дело падают бойцы. Девчонки-санитарки ползут, чтобы перевязать раненных.
Силы равны, и, кажется, бой будет продолжаться еще немало часов, но тут рокот над головами. Самолет! Настоящий самолет! Он заходит на первый, на второй, третий круг над вражескими окопами, гремят взрывы и под крики «ура!» бойцы поднимаются врукопашную. Победа! И не меньшая радость – что все это – лишь реконструкция.
У наших дедов и прадедов есть достойные наследники, показали юнармейцы отряда «Школа будущих командиров» из Коркино, бойцы спецподразделения «Гюрза» и ВСТК «Медведь» (Копейск).
Фестиваль поистине масштабен, и в крепость XVIII века нам удалось добраться только под конец, когда там уже завершились все события – удалось лишь посмотреть, как ловко жарят на очаге яичницу трактирщики, да ударить в звонкий колокол на высокой крепостной башне. Где-то были еще японские самураи и немало других интересных мест, но всего не охватишь – да и обратный путь до Магнитки не близок. Надеюсь, этот фестиваль, прошедший в рамках большого исторического проекта «Наследие» при поддержке Фонда президентских грантов, не последний. И нам еще удастся многое посмотреть и вам рассказать.