Мы сами все обманываться рады. Зритель любит кино, когда оно – как жизнь, и любит жизнь, когда она – как кино

Президент России Владимир Путин подписал указ, объявляющий 2016 год Годом российского кино.
Правительству РФ в связи с этим поручено обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий. Автор этих строк готов внести свою скромную лепту в проект. В конце прошлого века на факультете журналистики Уральского государственного университета активно культивировалась студенческая забава: мы по нескольку раз ходили в кино на один и тот же фильм, а после этого устраивали конкурс на звание самого наблюдательного. Такой титул мог заслужить тот, кто больше других во время просмотров насчитал киноляпов. Мы не ставили цели кого бы то ни было подловить, не злорадствовали над «киноошибками», а напротив, приглашали умилиться ими и получить наслаждение от очевидных и трогательных нелепостей, которые лишний раз побуждали зрителей еще и еще раз пересмотреть любимые фильмы. С той поры минуло уже тридцать три года, однако университетская привычка осталась, и автор этих строк мнит себя большим профи в упомянутом предмете. Вот несколько примеров в подтверждение.
Если сделать стоп-кадр…
В некоторых наших фильмах, если присмотреться, можно увидеть в руках чиновников чеховских времен какую-нибудь «Комсомольскую правду». Только в одном «Месте встрече изменить нельзя» можно найти не один десяток ляпов. Например, во время нападения на магазин бандит Промокашка рисует на стене черную кошку. Но если приглядеться, то видно, что она там уже нарисована. К тому же папиросой на стене ничего нарисовать нельзя: сажи даже на кошачий хвост не хватит. В сериале «Семнадцать мгновений весны» тоже не менее семнадцати ляпов. Например, в кабинете Мюллера висят круглые настенные часы «Слава», массово выпускавшиеся в СССР в 1970-х. Когда киносагу раскрасили, в цветной версии вылезла еще одна «мулька»: обратите внимание – Штирлица водворяют в одиночную камеру. Сопровождая его в подвал, Мюллер несет на ладони зеленое яблоко, которое оставляет на столе в камере. Когда шеф гестапо возвращается обратно, на столе лежит плод уже красного цвета. Всего за час фрукт созрел – надо же.
Полно ляпов и в классической новогодней комедии «Ирония судьбы». И начинаются они прямо с титров. Во фразе «Совершенно не типичная история, которая могла произойти только и исКЮчительно в новогоднюю ночь» пропущена буква «л». Смотрим дальше: главный герой фильма не мог улететь по чужому билету, потому что уже был введен паспортный контроль. В квартире Нади Шевелевой бедолага Женя Лукашин сидит на полу рядом с тумбочкой, на стенке которой намалеван инвентарный номер. И Надя хороша. Говорит, что забыла «Одеть свое новогоднее платье». И это учительница русского языка! Будь она пограмотнее, так, конечно, сказала бы «надеть». С телефоном героини тоже мистика: он то красного цвета, то зеленого.
Кушать подано
Нам всегда интересно, что едят на самом деле, когда в кадре трапеза. Киноиндустрия создала множество кулинарных оптических иллюзий, вызывающих у зрителя аппетит. Так, для съемок продуктовых полок или пышных застолий кинопромышленностью давно созданы гигантские склады кинореквизита. Его-то и арендуют киностудии мира. В отечественном кино настоящую еду актеры жуют очень часто. Например, Госкино отказывалось выпускать в прокат фильм «Любовь и голуби» из-за большого количества алкогольных сцен – на экране регулярно выпивали главный герой Василий (Александр Михайлов), его сосед дядя Митя (Сергей Юрский) и даже дамы – Надежда (Нина Дорошина) с Раисой Захаровной (Людмила Гурченко). Причем употребляли актеры не воду или квас, а настоящие водку, пиво и вино.
В фильме «Джентльмены удачи», который подарил нам фразу «Кушать подано, садитесь жрать, пожалуйста!», есть сцена побега из тюрьмы главных героев – Доцента (Евгений Леонов), Хмыря (Георгий Вицин), Косого (Савелий Крамаров) и Василия Алибабаевича (Раднэр Муратов). По сценарию актеры должны были забраться в цистерну с цементом, однако погружать знаменитых артистов в настоящий стройматериал режиссер побоялся. Поэтому консультанты придумали смешать манную кашу с мукой и пивом. Получившийся «цемент» выглядел как настоящий.
На съемках «Кавказской пленницы» Балбес, Бывалый и Трус должны были разом выпить по кружке пива. Только была одна проблема – Вицин вообще не употреблял спиртного. «Налейте шиповник», – предложил он. Один дубль, второй, третий… Вицин выпил уже пять кружек с целебным настоем, как кто-то из съемочной группы заметил: «Не пойдет – пены нет!» Леонид Гайдай настоял, и трезвеннику Вицину все-таки пришлось осушить кружку пива.
Черная икра была, пожалуй, единственным продуктом, который со времен СССР из относительно доступного превратился в дефицитный. Продукт как был дорогим, так и остается. Потому особенно больно сегодня смотреть на мучения таможенника Верещагина (Павел Луспекаев) из «Белого солнца пустыни», с кислой миной поглощающего икорку. Как однажды рассказал журналистам режиссер картины Владимир Мотыль, икра в кадре была настоящей, а отвращение актера было натуральным оттого, что «снимали целых четыре дубля», и Павел Борисович к тому времени успел съесть почти килограмм деликатеса!
Много шума из ничего
В любом художественном фильме кроме речи героев и закадровой музыки звучат всевозможные шумы – скрип дверей, лай собак, грохот батальных сцен. Зрителю это кажется естественным фоном реальной жизни. На самом же деле для воспроизведения этих звуков существует целая индустрия. Когда фильм снят и смонтирован, он переходит в руки звукорежиссера. На киностудиях существуют целые цеха звукозаписи с мастерами разных профессий. Например, в тон-студии пол выложен различными материалами, которые чаще всего встречаются в обычной жизни, а соответственно – и в кино: паркет, плитка, линолеум, цемент…
Обувь на любой вкус: 90 процентов всех синхронных шумов, которые приходится записывать после окончания съемок, – это шаги.
Актер, который воспроизводит в студии все шумы, может «пройти» около нескольких километров. А бесконечные усаживания на разные стулья и кресла и такие же бесконечные вставания! В тон-студии также есть подсобка, набитая предметами обихода, которыми можно звенеть, бренчать, скрипеть, шуршать, громыхать, хрустеть, стучать, бряцать, шелестеть, звякать, лязгать, дребезжать…
Звук автомобильной аварии получится, если ударить по ящику с инструментами, а шелест птичьих крыльев можно изобразить при помощи пары перчаток. Звук падения тела можно сымитировать, если уронить на пол толстый книжный том или пачку бумаги. Звуки автомобилей, мотоциклов подбирают из готовой коллекции. Когда кто-то ходит по снегу, перед микрофоном во время озвучки мнут мешочки с крахмалом. Цокот лошадиных копыт изображают деревянными мисками или ложками. Звуки, не существующие в природе, полностью во власти фантазии звукооператора. Крики динозавров в фильмах Спилберга, например, имитировали записью подводных криков дельфинов и ревом моржей.
Настоящий мордобой практически беззвучен, и поэтому со стороны выглядит уныло. Странно, конечно, но кинодрака выглядит убедительно только с нереалистичными звуками. Для озвучивания ударов применяются удары палкой по свернутым мокрым газетам, хлопки шваброй по кожаному дивану, щелканье хлыста, удар в барабан, падение телефонного справочника, пинки по картонным коробкам. Иногда надевают толстые кожаные перчатки и бьют по сырым тушам. И реже всего достается настоящим людям.
Дурят нашего брата
В современной киноиндустрии помимо упомянутых хитростей существует прорва самых изощренных приемов, при помощи которых желаемое выдают за действительное. Помножьте все это на компьютерные технологии, и можно смело констатировать, что в нынешних фильмах вообще ничего настоящего не бывает. Что же до киноляпов, то из любопытства забил я как-то вопрос в поисковую строку. Не советую никому проявлять интерес в эту сторону. Можно подхватить патологию, в медицине еще не описанную. Просматривая фильм, вы начнете сосредоточивать свое внимание не на первом плане, а на втором или даже третьем. Вы мимо ушей пропустите монологи Гамлета, зато хорошо запомните, что сказал могильщик или первый стражник. Так можно убить киноискусство, которым вы разучитесь наслаждаться. Да, экран дает нам только иллюзию настоящего. Но давайте придерживаться давно заведенных правил. Мы ведь прекрасно отдаем себе отчет в том, что это всего лишь игра такая, при которой вам предлагают поверить в небылицу, а вы в свою очередь симулируете гипертрофированную доверчивость, при которой можно подумать, что и Баба-Яга когда-то жила на самом деле. И нас нисколько не задевает, что в той же «Иронии судьбы» Надя Шевелева вовсе никакая не Надя, а польская актриса Барбара Брыльска, которая к тому же говорит голосом Валентины Талызиной, а поет «один в один» как Алла Пугачева. И ничего страшного. Мы рады обманываться вновь и вновь.
Exit mobile version