Жаль ненаписанных стихов… Музейная экспозиция – дань памяти уральской поэтессы

В историко-краеведческом музее открылась выставка, посвященная Людмиле Татьяничевой. Экспонаты, рассказывающие о жизни родителей – писателей и журналистов Людмилы Татьяничевой и Николая Смелянского, передал Магнитогорску Юрий Смелянский.
Долгая память друг друга
Вот уже и сын этих людей – легенд Магнитки стоит на пороге восьмидесятилетия. Юрий Николаевич более четверти века отслужил в органах внутренних дел и защитил диссертацию по истории советской милиции. Тогда он и приобрел опыт работы с архивами и понимание бесценности свидетельств прошлого.
А потому и к собственной родословной отношение у Юрия Смелянского в высшей степени уважительное. Это помогло сберечь многие вещи и документы, касающиеся двух писателей, оставивших заметный след в истории нашего города, Урала и всей России, а также выпустить в свет ряд изданий Людмилы Татьяничевой.
В год столетия мамы Юрий Николаевич распорядился многими ценными экспонатами из семейного архива, сделав их достоянием общественности. Среди них есть, например, ваза, подаренная Татьяничевой министром культуры Словакии, и эксклюзивный самовар «Спутник», принесенный ей в дар жителями Пермского края во время Дней советской литературы 1978 года.
«Я без Урала не могу»
Музейная экспозиция под таким названием, открывшаяся накануне юбилея поэтессы, рассказывает трогательную историю девочки из небольшого среднерусского городка Ардатова, рано потерявшей родителей и воспитанной интеллигентной семьей дальних родственников, живших в Свердловске. Выдержки из дневника Людмилы Татьяничевой говорят о том, что стихи она писала с юных лет, и тогда они нередко заменяли ей кулаки. Своих обидчиков Люся высмеивала в частушках.
А первая публикация начинающего поэта состоялась в многотиражной заводской газете «Домкрат», когда Людмила Константиновна работала токарем и училась на рабфаке. Из нее мог бы получиться неплохой инженер, но окончить ей предстояло литературный институт имени Горького – заочно. Татьяничева оставила Свердловск и отправилась навстречу зову Магнитки – «вечно юного города юности», где ей суждено было найти свою жизненную стезю и увидеть первую свою книгу стихов «Верность», переизданную в год столетия поэтессы при поддержке фонда «Будущее Отечества» имени Виктора Поляничко. Стихотворение «Ярославна» из этой книги Академия наук потом включит в число двенадцати лучших изложений знаменитого плача.
Ряд экспонатов выставки напоминает о «Магнитогорском рабочем», где Людмила Константиновна работала с 1934 по 1944 годы. Работа «давала возможность широко общаться с людьми, быть в центре событий. Как дни рождения близких, храню в памяти даты пуска мартенов и домен, построенных в довоенные и военные годы», – писала Татьяничева.
На фото 1948 года Людмила Константиновна рядом с уральским сказителем Павлом Бажовым, благословившим ее. Юрий Смелянский рассказал на открытии выставки о курьезном случае, связанном с известным писателем. Жил в семье Татьяничевой–Смелянских пес Атач, отнюдь не питавший возвышенных чувств к писательской братии, нередко гостившей в доме. Людмила Татьяничева, к слову, хорошо готовила, а научила ее этому искусству одна из сотрудниц «Магнитогорского рабочего», бывшая профессиональным кулинаром. Однажды Атач стащил и съел котлеты, предназначенные для гостей, а когда Людмила Константиновна потчевала пельменями Павла Бажова, Атач поймал зубами его рукав и стал тянуть руку с вилкой вниз.
Выставка представляет нам Людмилу Татьяничеву не только как поэта и журналиста, но и как женщину, слывшую красавицей. Украшения из любимых ею уральских камней, личные вещи, одежда – все это подробно рассказывает об одной из признанных законодательниц моды нашего города 1930-х годов.
На открытии выставки заведующая литературным отделом краеведческого музея Наталья Троицкая презентовала изящную сумочку поэтессы вместе со всем содержимым – зеркальцем, расческой, маленькой авторучкой, сеточкой-авоськой, связкой ключей, аэрофлотовскими влажными салфетками и… неизменной упаковкой валидола. Ритм жизни Людмилы Татьяничевой в период работы в писательских организациях Челябинской области и России был очень напряженным, и здоровье выдерживало не всегда…
О жизни поэта, ставшего высоким «чиновником от литературы», а потому вынужденного наступить на горло собственной песне, также повествует выставка. «Живу, как карась на крючке», «жаль стихов, которые остались ненаписанными», «я всю жизнь недоедала и недосыпала» – есть и такие горестные фразы в записях Людмилы Татьяничевой.
Магнитогорцам – от магнитогорца
И все же на сегодняшний день произведения Людмилы Константиновны, в том числе проза и дневники, издавались почти восемьдесят раз. Сын поэтессы рассказал о неизвестной ранее и найденной недавно «книге одного стихотворения», которая вышла в конце 1944 года в качестве новогоднего подарка детям. Стихотворение подписано неизвестным ранее псевдонимом Людмилы Татьяничевой, позаимствованным ею у мужа Николая Смелянского.
Своим же детям Юрию и Сергею поэтесса как-то подарила небольшие искусственные елочки и елочные игрушки – свои подарки Юрий Смелянский передал магнитогорскому краеведческому музею. Среди привезенных им елочных игрушек есть и памятные для Магнитогорска – крокодильчика маленькому Юре вручили на детском утреннике в начале 1942 года за исполнение стихотворения о зайчике, а елочное украшение в виде яблочек-ранеток подарено сотрудниками редакции «Магнитогорского рабочего» (по официальной версии, прописанной в сопроводительном письме).
В детстве Юрий Николаевич много времени проводил в стенах нашей редакции и до сих пор вспоминает о ней как о втором доме. Даже дарственную надпись в книжке «Верность» для нас сделал такую: «От магнитогорца, много дней отдавшего кабинетам «МР». На открытии выставки он передал городу и экспонаты, связанные с историей нашей газеты, – воспоминания Людмилы Татьяничевой о периоде работы в «Магнитогорском рабочем», договор о социалистическом соревновании между «МР» и газетами других промышленных городов.
Отдельный стенд выставки представляют переданные Юрием Смелянским рукописи, книги, документы и «хроники» магнитогорского периода Николая Смелянского – в ту пору заведующего промышленным отделом и заместителя редактора «Магнитогорского рабочего». А значит, нам предстоит открыть немало интересных фактов из истории города, комбината и старейшей городской газеты, которыми мы поделимся с нашими читателями.
Exit mobile version